ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Вся история делится мыслителем на три этапа: ветхозаветный, а в п е р в ы е дух человеческий устремился к небу, античный, когда к0^ иальная культура «прилепила» его к земле, и, наконец, наивыс- и й христианский, открывающий путь к спасению человечества. Ш Л о ги к а рассуждений А. С. Хомякова была иной, поскольку пони­ м ан и е Ц е р к в и как «света» естественно ослабляло провиденциальную н а п р а в л е н н о с т ь концепции: разве можно идти «к свету» против соб­ с т в е н н о й в о л и ? А потому А. С. Хомяков строит свою историософию, исходя из п р и н ц и п о в воли, этической антиномии свободы и необходимости. Свобода изначальна, она благостью Бога дана человеку. Однако гре­ хопадение —уклонение от единого принципа духовности —поставило человека в зависимость от законов природной необходимости. Так воз­ никло «кушитство», поклонение грубому веществу, в противовес духовной свободе «иранства», высшим воплощением которого стало христианское вероучение. По словам Н. А. Бердяева, главной заслугой А. С. Хомякова было внесение идеи свободы в философскую культуру России. Исходным пунктом осмысления П. Я. Чаадаевым и А. С. Хомяко­ вым отечественной истории явилась религиозно-философская идея единства мировых судеб и всеобщей духовной традиции. В этом случае различия в концепциях обусловлены тем, что А. С. Хомяков, иссле­ дуя древность, нашел в ней «корни», начало родословия народа рус­ ского, а П. Я. Чаадаев, видя несхожесть исторических судеб России и Запада, посчитал ее выпавшей из сферы действия Провидения, лишенной традиции духовной жизни. В. Ю. Полищук Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ и «ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ» С. Н. БУЛГАКОВА «Наше время... это время самого крайнего материализма и вместе тем самых страстных идеальных прорывов духа», —так характеризовал Э та^0811110 Российского общества начала XX в. Д. С. Мережковский, ции ЭП°Ха отРазила идейный перелом значительной части интеллиген­ т о в от популярного в то время марксизма к идеализму. Наглядный лес ПРимеР ~ мировоззренческая эволюция С. Н. Булгакова первого соцм 611151 XX века. Отходу Булгакова от марксизма способствовали и ной аЛЬНО"политические взгляды Л. Н. Толстого, который с поразитель- чУткостью улавливал требования дня и откликался на них. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=