ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

в событийной ткани нарратива. Последнее нередко ведет к тому, что путеводитель намечает маршруты за пределами названного пред­ метно-географического феномена и вторгается в пространство, кон ­ кретизируемое на основе мемуаров, мемориального содержания му­ зейного экспоната. Путеводитель, имеющий своей целью представить читателю место, освященное именем выдающейся личности, акцентирует идею духов­ ного пути человека, проведшего здесь годы жизни, или подает дом- музей, заповедную усадьбу как место пребывания, отмеченное опре­ д ел ен ны м и свой ствам и . Зд есь п р едм етно -в ещ но е н аполнени е пространства, зафиксированное путеводителем, стремится реконст­ руировать повседневное течение жизни, обозначить классический образ персонажа, вокруг которого выстраивается сюжет путеводителя. Он, воссоздавая пространство пребывания, как правило, конструирует хронотоп, в котором актуализируется частное, интимно-личное или героическое, социально значимое. В зависимости от аксиологических установок подвергается интерпретации экспозиция, а путеводитель становится каналом формирования репродукции выдающегося деяте­ ля культуры. В России путеводители по мемориальным музеям часто рекон­ струируют усадебный хронотоп, поскольку именно усадьба в русской культуре явилась одним из основных ее субъектов; понимание осо­ бенностей социодинамики русской культуры, так ж е как и истоков множества ее феноменов, невозможно без вторжения в усадебную повседневность, что, однако, путеводителем в принципе игнорируется. Усадебный хронотоп, выстраиваемый в пугеводителях по Ясной Поляне, вызывает особый интерес в связи с тем, что, изданные в разные периоды российской государственности, путеводители дают представ­ ление не только об интерпретации экспозиции музея, но и оказываются своеобразными культурными проекциями соответствующих периодов российской жизни. В 1914 году Общество Толстого в Москве выпустило путеводи­ тель «Ясная Поляна: Краткое описание и сведения для посетителей с картой, 4 планами и 6 фототипиями». Это справочное издание информирует о том, как проехать к музею от Тулы, Щекина; какие постройки включает в себя усадьба и каковы естественные условия; что входит в состав имения и что за население проживает здесь. Параграфы, на которые разбит содержащийся в путеводителе мате­ риал, заключали в себе сведения не только необходимо-полезные, но и исторического порядка, позволяющие увидеть усадьбу в истори­ ко-культурном контексте и дающие представление о ее укорененности в российском хронотопе. Об этом издании трудно сказать, что оно 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=