ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

характерными и определяющими являются моменты соучастия, со­ переживания, содополняемости. Педагогика Л. Н. Толстого и музейная педагогика позволяют кос­ нуться многих вопросов нравственно-эстетического порядка, на куль­ турологическом уровне, постижение которых происходит посредст­ вом не столько разума, сколько душевного отклика. Полученные в раннем возрасте первые искусствоведческие зна­ ния, чувственные впечатления надолго закрепляются в памяти и дают импульс к дальнейшему самосовершенствованию. Н. А. Никитина Тула ЯСНАЯ ПОЛЯНА. ВРЕМЯ. ПРОСТРАНСТВО. ДЕЙСТВИЕ. (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЕЙНОЙ ПОДЛИННОСТИ) Музеефикация, возвращающая памятникам культуры их перво­ родное назначение, призвана возродить их подлинный смысл. Ясная Поляна сейчас переживает очистительный кризис, переломный момент своей истории — рождается новая парадигма. Прежняя музейная концепция, закрепленная в 1921 году декретом ВЦИК, прокламирова­ ла не только консервацию дома писателя по состоянию на 1910 год, но как бы пыталась законсервировать само время, остановленное на последнем году жизни Толстого. Новая парадигма не претендует на такую абсолютность, учитывая текучесть и неостановимость ж и з ­ ненных процессов и приблизительность всех описаний, никогда не достигающих абсолютных значений. Старая, вциковская, концепция была механической и репрессивной. Она строилась на жестком кон­ троле, насилии над живой природой и временем. Новая парадигма основана на экологическом принципе «живого» музея, в основе кото­ рого лежат системность, синкретичность и взаимосвязанность. Насильственно разъятые в прежней концепции категории време­ ни, пространства и действия должны вновь срастись в синкретическом единстве, не отделяющем время от действия и пространства. Идея холизма — целостности или всеединства времени, пространства и действия — должна быть выражена следующими установками: 1. Ясная Поляна — это не просто набор отдельных элементо а гармоничное целое, единое целостное пространство, начинающееся от пересечения Посольской и Симферопольской дорог, с так называ­ емого ландшафтного въезда. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=