ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
М. А. Волчкова Тула РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА» Ясная Поляна своим историческим прошлым, географическим положением, а также значимостью в творческом процессе просве тительской деятельности А. Н. Толстого определила свое место не только как очаг культуры, природный и мемориальный оазис, но и как исторически оправданный центр распространения лучших достиже ний в области культуры, образования, воспитания. Осознание эффективности воздействия музейной информации на посетителя определило потребность в разработке теоретических основ и в создании действенных методик, что нашло отражение в формиру ющейся научной дисциплине - музейной педагогике. Музейная педагогика — научная дисциплина, созданная на стыке музееведе ния, педагогики и психологии, предметом которой являются культур но-образовательные аспекты музейной коммуникации. Ясная Поляна, являясь не просто островком прошлого, а целым материком как в пространственно-территориальном отношении, так и предметно-экспонативном, обладает уникальной способностью воз действия, притягательной силой, заключающейся в гармонии природ ного и предметного мира, архитектурной и ландшафтной композиции, интеллектуальной и креативной мысли. Оставляя экскурсию ведущим способом в музейно-педагогическом процессе, следует рассматривать ее в контексте образовательно-про светительской деятельности музея наряду с другими формами опос редованного контакта. С учетом дифференцированного подхода различные варианты традиционных и нетрадиционных форм ознакомления посетителя с музейным миром позволили решить вопросы по организации интел лектуального, просветительского, развлекательного видов отдыха. Интеграция специальных наук, ориентированных на возрастные особенности посетителей (прежде всего детей), музейной педагоги ки, педагогики Л. Н. Толстого, биографических и художественных ма териалов, а также использование предметов музейной коллекции позволили определить комплексный подход к воспитанию музейны ми средствами. Музейной педагогике отводится роль посредника, обеспечиваю щего связь посетителя с тем или иным элементом культуры, где 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=