ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

М. А. Волчкова Тула РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА» Ясная Поляна своим историческим прошлым, географическим положением, а также значимостью в творческом процессе просве­ тительской деятельности А. Н. Толстого определила свое место не только как очаг культуры, природный и мемориальный оазис, но и как исторически оправданный центр распространения лучших достиже­ ний в области культуры, образования, воспитания. Осознание эффективности воздействия музейной информации на посетителя определило потребность в разработке теоретических основ и в создании действенных методик, что нашло отражение в формиру­ ющейся научной дисциплине - музейной педагогике. Музейная педагогика — научная дисциплина, созданная на стыке музееведе­ ния, педагогики и психологии, предметом которой являются культур­ но-образовательные аспекты музейной коммуникации. Ясная Поляна, являясь не просто островком прошлого, а целым материком как в пространственно-территориальном отношении, так и предметно-экспонативном, обладает уникальной способностью воз­ действия, притягательной силой, заключающейся в гармонии природ­ ного и предметного мира, архитектурной и ландшафтной композиции, интеллектуальной и креативной мысли. Оставляя экскурсию ведущим способом в музейно-педагогическом процессе, следует рассматривать ее в контексте образовательно-про­ светительской деятельности музея наряду с другими формами опос­ редованного контакта. С учетом дифференцированного подхода различные варианты традиционных и нетрадиционных форм ознакомления посетителя с музейным миром позволили решить вопросы по организации интел­ лектуального, просветительского, развлекательного видов отдыха. Интеграция специальных наук, ориентированных на возрастные особенности посетителей (прежде всего детей), музейной педагоги­ ки, педагогики Л. Н. Толстого, биографических и художественных ма­ териалов, а также использование предметов музейной коллекции позволили определить комплексный подход к воспитанию музейны­ ми средствами. Музейной педагогике отводится роль посредника, обеспечиваю­ щего связь посетителя с тем или иным элементом культуры, где 157

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=