ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Славянская музыка для русской музыкальной культуры являлась представителем западноевропейского художественного сознания в ц е лом. Эта задача облегчалась тем, что польские земли входили в состав российской имперской территории, а чешская культура имела своих музыкальных представителей как в русском обществе, так и во всем мире («чешская музыкальная эмиграция»). В детстве Л. Н. Толстой слушал в исполнении двоюродной тетуш ки Т. Е. Ергольской, воспитывавшей его после смерти родителей, ф ор тепианные сочинения Я. Л. Дюссека. Дюссек — это европеизирован ное (офранцуженное) имя чеха Яна Ладислава Дусика, знаменитого композитора и виртуоза XIX века, видного представителя мировой музыкальной элиты того времени. Дусик впервые в истории ввел в практику игру на фортепиано, поставленном на эстраде боком к зрителю, осуществив тем самым революционный переход от камерного музицирования салонного типа к публичным выступлениям современного концертного плана. Следо вательно, и чешские мастера заложили краеугольный «эстетический камень» в само основание современной практики музыкального ис полнительского искусства. По свидетельству Д. П. Маковицкого, 5 января 1908 года в Ясной Поляне профессор Московской консерватории Сергей Иванович Та неев играл присутствующим вариации В. А. Моцарта «Ahl Vous dirai- je, Maman». «Толстому понравилось»,— записал Душан Петрович. Однако тема этих моцартовских вариаций, повсеместно почитав шаяся французской («Ах, я Вам скажу, маман»), практически совпа дает со знаменитой чешской народной детской neceHKofi«Zezulicko, k d e jsi byla» («Кукушечка, где была ты»). Данная мелодия существует во множестве прочтений и современных чешских музыкантов; для исполнения в ансамбле учителя и ученика она представлена в аран жировке профессора Пражской консерватории Людмилы Шимковой и скрипача, органиста и композитора Отто Шимека, в их совместной работе —уникальной в своем роде савянской музыкальной тетралогии «Клавирная первушка». В московском доме Толстых бывал и играл живший в России чешский педагог, скрипач, композитор и дирижер Иван Войтехович Гржимали. 28 ноября 1894 года исполнялись сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена, трио Аренского, квартет Шуберта. С. А. Толс тая писала сестре (Т. А. Берс), что «музыканты сами соскучились без игры», так как был траур по смерти царя Александра III. Вдекабре 1895 года в Москве в Малом зале Благородного собрания Толстой присутствует на гастрольном концерте знаменитого Чешско го квартета с участием и под руководством его основателя, профессора 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=