ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Славянская музыка для русской музыкальной культуры являлась представителем западноевропейского художественного сознания в ц е­ лом. Эта задача облегчалась тем, что польские земли входили в состав российской имперской территории, а чешская культура имела своих музыкальных представителей как в русском обществе, так и во всем мире («чешская музыкальная эмиграция»). В детстве Л. Н. Толстой слушал в исполнении двоюродной тетуш­ ки Т. Е. Ергольской, воспитывавшей его после смерти родителей, ф ор ­ тепианные сочинения Я. Л. Дюссека. Дюссек — это европеизирован­ ное (офранцуженное) имя чеха Яна Ладислава Дусика, знаменитого композитора и виртуоза XIX века, видного представителя мировой музыкальной элиты того времени. Дусик впервые в истории ввел в практику игру на фортепиано, поставленном на эстраде боком к зрителю, осуществив тем самым революционный переход от камерного музицирования салонного типа к публичным выступлениям современного концертного плана. Следо­ вательно, и чешские мастера заложили краеугольный «эстетический камень» в само основание современной практики музыкального ис­ полнительского искусства. По свидетельству Д. П. Маковицкого, 5 января 1908 года в Ясной Поляне профессор Московской консерватории Сергей Иванович Та­ неев играл присутствующим вариации В. А. Моцарта «Ahl Vous dirai- je, Maman». «Толстому понравилось»,— записал Душан Петрович. Однако тема этих моцартовских вариаций, повсеместно почитав­ шаяся французской («Ах, я Вам скажу, маман»), практически совпа­ дает со знаменитой чешской народной детской neceHKofi«Zezulicko, k d e jsi byla» («Кукушечка, где была ты»). Данная мелодия существует во множестве прочтений и современных чешских музыкантов; для исполнения в ансамбле учителя и ученика она представлена в аран­ жировке профессора Пражской консерватории Людмилы Шимковой и скрипача, органиста и композитора Отто Шимека, в их совместной работе —уникальной в своем роде савянской музыкальной тетралогии «Клавирная первушка». В московском доме Толстых бывал и играл живший в России чешский педагог, скрипач, композитор и дирижер Иван Войтехович Гржимали. 28 ноября 1894 года исполнялись сонаты для скрипки и фортепиано Бетховена, трио Аренского, квартет Шуберта. С. А. Толс­ тая писала сестре (Т. А. Берс), что «музыканты сами соскучились без игры», так как был траур по смерти царя Александра III. Вдекабре 1895 года в Москве в Малом зале Благородного собрания Толстой присутствует на гастрольном концерте знаменитого Чешско­ го квартета с участием и под руководством его основателя, профессора 154

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=