ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

ры как составной части духовной культуры личности и познание мира, человека через музыкальную культуру. Важнейшими задачами музы­ кального обучения оказываются такие, как развитие эмоциональной восприимчивости и способности постигать содержание, развитие му­ зыки, формирование исполнительских и творческих умений и навыков и вместе с этим общих и музыкальных способностей. Освоение музыкальной культуры и духовное становление лич­ ности в процессе музыкального обучения должно, на наш взгляд, осуществляться на основе целостного подхода к проблеме музыкаль­ ного воспитания, подчинения всех направлений учебной и воспита­ тельной работы, ее приемов, способов задаче формирования у воспи- туемых гармоничного нравственно-эстетического мироощущения, видения добра, красоты сквозь призму музыки, фундамента эстети­ ческих и в целом духовных потребностей. Такая направленность му­ зыкального восприятия вытекает из особенностей современной со- циально-культурной ситуации и может служить острой необходи­ мостью утверждения в нашем обществе идеалов гуманизма, ненаси­ лия и красоты. О. И. Ф илатова Тула ЗАПАДНОСЛАВЯНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Музыкальное краеведение, как гносеологический метод, позволяет определить новые методологические подходы в исследовании образа жизни и творчества А. Н. Толстого, в частности в аспектах взаимосвязи с западнославянской культурой и прежде всего в лике ее славянского художественного феномена. Несмотря на то, что в последние годы деятельности Льва Никола­ евича его жизнью и творчеством интересовались многие исследо­ ватели, Д. П. Маковицкий оставил такие воспоминания, из которых можно почерпнуть много нового и оригинального. Словак по проис­ хождению, домашний доктор, друг и единомышленник писателя, он стал единственным сопровождавшим Толстого в его последнем путе­ шествии после ухода из Ясной Поляны. Ценны свидетельства Душана Петровича и о музыкальных при­ страстиях писателя. Неоднократно в своих «Яснополянских записках» Д- П. Маковицкий указывал на особое воздействие славянской музы­ ки на Толстого. Однажды Толстой с удовольствием наблюдал, как Маковицкий и сам плясал словенский казачок. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=