ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

О. Б. Бушнякова Тула ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО И МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕГОДНЯ А. Н. Толстой видел назначение искусства в развитии у каждого человека многообразия чувств, в пробуждении в душе его как прос­ тых, доступных всем чувств — веселья, умиления, спокойствия, так и возвышенных состояний; в формировании прежде всего добрых чувств и чувства единения, братства. Считая важнейшей задачей человеческого существования духовное совершенство, великий мыс­ литель находил в искусстве средства самопознания, постижения мира через себя и совершенствования. Музыкальное искусство, основным содержанием, предметом ото­ бражения которого является мир эмоций и состояние внутренне­ го мира человека, может оказаться, при условии умелого педагогичес­ кого воздействия, сильнейшим средством пробуждения эмоциональ- но-чувственной сферы человека и внушения не только эстетических, но и нравственных чувств. Более того, музыка может стать действенным фактором пости­ жения мира в многообразии его проявлений, во всем разнообразии его содержания, в том числе и эмоционального. Учет богатейшего потенциала и разносторонних возможностей музыкального искусства и вместе с этим музыкального воспитания позволяет нам, опираясь на художественно-эстетические и педагоги­ ческие взгляды Л. Н. Толстого, рассматривать музыку как серьезное средство духовного формирования личности и, включив музыку как учебный предмет в систему обучения на основе толстовской педаго­ гики, построить концепцию музыкального воспитания в «толстовских» школах. В целом музыкальное обучение здесь должно быть направлено на развитие духовного потенциала, системы жизненных ценностей и на развитие художественно-эстетического мировосприятия, разнооб­ разных, в том числе творческих, способностей. Условием достижения этого в «толстовской» школе будет выбор таких методов и приемов обучения, которые обеспечат свободное, ненасильственное и ненавя- зываемое восприятие и усвоение основных взглядов, идей, понятий и музыкальных представлений. Соответственно целями музыкального воспитания в «толстовской» школе являются формирование эмоционально-ценностного отноше­ ния к действительности, развитие эстетического видения мира, нрав­ ственно-эстетического сознания; формирование музыкальной культу­ 152

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=