ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

гтебывает в душе человека и сам наставляет человека Своим г * ом без посредничества священнослужителей и церкви. П ам я т ью человек уподобляется Богу-Отцу, разумом - Богу-Сыну, ^ _ Духу Святому. Иисус Христос, по представлению духоборов, был простым человеком, в котором с особой силой выражался бож е­ ственный разум. По учению духоборов, души благочестивых людей после их смерти переселяются в праведников, в «избранных людей», которых они видели руководителями своего движения, почитая их за живых «богов» и «богородиц», живущих на земле. Их «слова», псалмы и записи, объединенные в «Животную книгу», использовались духо­ борами в проповедях своего учения, в молениях. Библию духоборы называли «хлопотницей», справедливо полагая, что в ней есть много непонятного для простых людей. Руководители духоборческого дви­ жения давали к ней свои пояснения, что воспринималось официальной церковью как великий грех. Духоборы призывали «устроить жизнь по-новому», исходя из того, что мир разделен на богатых и бедных, считали, что никогда не будут прощены те, кто порабощает народ. Власти, совершающие беззаконие, беззаконны сами. Духоборческое учение призывало к неподчинению всем совре­ менным установлениям государства — отказу от военной службы, отказу от подчинения властям, отказу платить подати. Идеал духобо­ ров —общинная жизнь, коммунистическое равенство в производстве и потреблении. Таким образом духоборы противостояли официаль­ ной церкви и официальной власти. История этого противостояния вы ­ разилась в следующих исторических фактах: при Александре I их по «государеву распоряжению» из Екатеринославской губернии поселили на р. Молочная Мелитопольского уезда. Затем, вследствие ужесточения официальной политики по отношению к «сектантам», их в 1841 г. переселяют в Закавказье, в Грузино-Имеретинскую губернию, где они стали открыто уклоняться от исполнения воинской повинности, противоречащей основам их веры. Проповедуя благочестие в мыслях и делах, они утверждали, что непозволительны клятва и присяга, не следует носить оружие и сражаться с врагами. В более позднее время, в 1895 г., в Ахалкалакском уезде Тифлисской губернии, где духоборы составляли 16% населения, в ночь на 25 июня было сожжено все имевшееся у них оружие, чем была подтверждена их непричастность к какому-либо насилию над человеком. В этом акте принимали участие не только духоборы, служившие в солдатах, но и запасные, побросав­ шие в костер свои ополченские билеты. Власти начали репрессии, солдаты запасные были преданы воен­ ному суду и отправлены в штрафные батальоны, во все духоборческие Села были посланы на постой казаки, затем около 7000 духоборов 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=