ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

ра: милосердие, нестяжательство, мужество, добросовестное и любов­ ное отношение к труду как высшему нравственному долгу, любовь к отчей земле. Трудно переоценить благотворное воздействие этих идей на сохранение душевного здоровья ребенка. Очень важно вклю­ чить духовный опыт народа в практику школьного образования. Одним из уникальных явлений русской культуры является русский земледельческий календарь — пример высочайшей экологической культуры человека прошлого, идеал экологической культуры человека настоящего. Содержание земледельческого календаря дает возмож ­ ность расширить границы знаний учащихся, сформировать в них основы экологической культуры. Русский земледельческий календарь представляет большой инте­ рес как своеобразная энциклопедия народных знаний, своего рода колыбель научного естествознания. Известный исследователь народ­ ного месяцеслова А. С. Ермолов писал в конце XIX —начале XX сто­ летия, что далеко ушедшая наука должна «постараться восстановить давно порванную связь между точным научным знанием, с одной стороны, и непосредственным народным опытом, чуткою наблюда­ тельность простого сельского люда — с другой». Сейчас, без мало­ го сто лет спустя, слова Ермолова кажутся особенно актуальными. Удивительна наблюдательность крестьян, их опытность и сметли­ вость. Полная зависимость от природы заставляла земледельца тща­ тельнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать мель­ чайшие подробности случайностей природы; улавливать закономер­ ности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил примет, тонких и верных наблюдений, знать которые необ­ ходимо и сегодняшнему человеку. Вместе с тем народный календарь — это и энциклопедия народной эстетики, собрание непреходящих народных ценностей, являющихся основой нравственно-эстетического отношения к природе. Это обоб­ щение и выражение эстетического миросозерцания русского народа, которое столетиями вырабатывалось в крестьянском труде. Курс «Природа и труд», прошедший апробацию в «Школах Л. Н. Толстого», призван приобщить детей к народным земледель­ ческим традициям, к подлинной экологической культуре. 147

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=