ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

О. В. Хлопенова Тула НАРОДНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В «ШКОЛЕ Л. Н. ТОЛСТОГО» Настоящее время — время глобальных экологических подвижек и перемен, а порою даже и катастроф. Человечество, столкнувшись в наш век с проблемами экологии, стало понимать, что на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда, т. е. утилитарно-эгоистически, как подхо­ дят к ней производство, техника и точные науки. Природу надо восстановить в ее попранных правах, воспринимать ее как самоцен­ ность, требующую к себе бережного отношения. Речь идет о р азр а­ ботке экологического сознания и самосознания. Основы его существуют. Они присутствуют в русской философ ­ ской традиции, в русском космизме и великом русском естествоз­ нании В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, Н. В. Тимофеева-Ресовского, основанные на многовековом опыте земледельческих традиций рус­ ского народа. Это идеология Согласия, Любви, Благожелательности сына-человека по отношению к Матери-Природе; идеология, породив шая заботу, бережливость и кровную заинтересованность в потреб­ ности природы и соблюдении законов ее развития. Идея сохранения, сбережения и разнообразия природы предпо­ лагает единство трех аспектов — эстетического, нравственного и по­ знавательного; обогащение их общечеловеческими традиционными ценностями, сложившимися в культуре русского народа. Сейчас очевидно, как много потерял человек, порвав нити, связы ­ вающие его с традиционной народной культурой. Она зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа — кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом-племенем и с могучей природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общенародной жизни. В этом глубокий смысл и непреходящая ценность народной культуры, являющей собой органический сплав древних крестьянских, во многом языческих, традиций и высоких идеалов христианства. Важнейшее достоинство народной культуры —установка на един­ ство человека и природы, на мудрую цикличность жизни отдельного человека как части мира, на неумирающее человечество; на устойчи­ вые ориентиры формирования лучших черт национального характе­ 146

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=