ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

ярко выраженной нравственной направленности, нравственной опре­ д е л е н н о с т и . Этой ж е цели служат и понятия, приводимые в лексических сводах: душа, диво, мир, вор, зло, злой, добрый, война, честь, грусть, счастье, спесь, скорбь, веселье, жизнь, смерть, страх и др. Толкование одних слов учащиеся дают самостоятельно, опираясь на свой жи тей ­ ский и речевой опыт, смысл других постигают из речи учителя, из контекста художественных произведений. Очень важна творческая деятельность детей, в процессе которой они подыскивают слово-по- нятие для оценки поступков, поведения, характеров персонажей ху ­ дожественных текстов, сами моделируют ситуации, в которых эти слова были бы уместны. Особенность текстов, предлагаемых Л. Н. Толстым для младших школьников, заключается в многовариантности их интерпретаций, в неоднозначности оценок, которые могут сделать дети. Это стимули­ рует настоящую «работу души» ребенка, приучает его к осторожнос­ ти и ответственности в суждениях, к точности в выражении своих мыслей и чувств. Какое слово подобрать для оценки поведения пер­ сонажа рассказа — бережливость, экономность, жадность, скаред­ ность, алчность? Если жизнь — несомненное благо для человека, как объяснить, что этим благом он жертвует для другого, для Родины? Почему уж, персонаж притчи, пригласивший в свою нору ежа и об­ рекший на неудобство своих ужат, не вызывает сочувствия? Каким словом-понятием охарактеризовать действия мужика, который упор­ но выносит репьи со своего огорода, но цепляет их на свою одежду и вновь засоряет ими землю? Что есть временное и вечное в этом мире, конечное и бесконечное? Как разгадать загадку «Белый лебедь на яйцах сидит» (снег) ? Постепенно овладевая словами-понятиями, учащиеся поднимают­ ся от проблем простых, обиходных до проблем бытийных, мировоз­ зренческих, философских. Важнейшую задачу педагогики Толстой видел в «наведении ума на обобщения,предложение ему, в такое время и в такой форме, таких частностей, из которых легко делаются обобщения». Приобщение детей младшего возраста к философско- нравственным понятиям вместе с пробуждением их эмоционально­ чувственной сферы — необходимый шаг для подготовки их к нравст­ венной, разумной практической деятельности, к реальной жизни в мире, полном противоречий, ведь «жизнь человеческая есть ряд поступков от вставания до постели; каждый день человек должен перебрать из сотни возможных для него поступков те, которые он сделает... а без руководства в выборе своих поступков человек не мОжет жить». 145

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=