ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
которое помогает ребенку оценить происходящее применительно к самому себе: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Л. Н. Толстой писал: «Есть два способа познания внешнего мира: один самый грубый и неизбежный способ познания пятью чувствами. Из этого способа познания не сложился бы в нас тот мир, который мы знаем, а был бы хаос, дающий нам различные ощу щения. Другой способ состоит в том, чтобы, познав любовью к себе себя, познать потом любовью к другим существам эти существа, перенестись мыслью в другого человека, животное, растение, камень даже. Этим способом познаешь изнутри и образуешь весь мир, как мы знаем его. Этот способ есть то, что называют поэтическим даром, это ж е есть любовь». Такое\«познание любовью» происходит у детей младшего возраста при работе с учебным пособием по чтению «Азбука Льва Толстого», составленным В. Б. Ремизовым и С. И. Масловым на основе материа лов «Азбуки» и «Новой азбуки» Л. Н. Толстого. Ситуации, в которых оказываются герои небольших по объему произведений, требуют обязательного сопереживания, соучастия; они исключают равнодушие, индифферентность, эмоциональную пассивность детей. Но даже у эмоционально пробужденного ребенка возникает вторая проблема — определения, характеристики, своеобразной классифи кации того, что он интуитивно, на основе чувственного, эмоциональ ного переживания распознает как «добро» или «зло», т.е. проблема понятия. Неслучайно при оценке событий,поступков людей дети опе рируют двумя оценочными словами: «хорошо», «плохо», не уточняя их, не комментируя, В своих «Беседах с детьми по нравственным вопросам» Л. Н. Толстой выделял главные отделы «нравственных истин»: Бог. Ж и знь в воле Бога. Человек сын Бога. Разум. Любовь. Совершенствование. Усилие. Мысли. Слова. Поступки —дела. Соблаз ны внутренние. Соблазны внешние. Смирение. Непротивление. Ж и знь в настоящем. Смерть. Ж изнь — благо. Вера. А всего Толстой делал достоянием детей 7 — 10 лет более 700 философско-нравствен- ных понятий, каждое из которых нашло художественное воплоще ние в его маленьких текстах-притчах и лексических сводах, послови цах и поговорках. \ Знакомясь с материалами «Азбуки Льва Толстого», первоклассни ки .либо обнаруживают слова-понятия, либо сами подыскивают опре деления, адекватные ситуации и выходят на эти понятия самостоя тельно: «Дед скуп, не дал нам круп», «Н ел гии н е ври», «Ручка беленька, душа черненька», «Труды Бог любит», «Не бери горсткой, бери щепоткой», «Не во всяком камне искра, не во всяком муже правда». Толстой часто предлагает детям пословицы русского народа из-за их 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=