ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

которое помогает ребенку оценить происходящее применительно к самому себе: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Л. Н. Толстой писал: «Есть два способа познания внешнего мира: один самый грубый и неизбежный способ познания пятью чувствами. Из этого способа познания не сложился бы в нас тот мир, который мы знаем, а был бы хаос, дающий нам различные ощу­ щения. Другой способ состоит в том, чтобы, познав любовью к себе себя, познать потом любовью к другим существам эти существа, перенестись мыслью в другого человека, животное, растение, камень даже. Этим способом познаешь изнутри и образуешь весь мир, как мы знаем его. Этот способ есть то, что называют поэтическим даром, это ж е есть любовь». Такое\«познание любовью» происходит у детей младшего возраста при работе с учебным пособием по чтению «Азбука Льва Толстого», составленным В. Б. Ремизовым и С. И. Масловым на основе материа­ лов «Азбуки» и «Новой азбуки» Л. Н. Толстого. Ситуации, в которых оказываются герои небольших по объему произведений, требуют обязательного сопереживания, соучастия; они исключают равнодушие, индифферентность, эмоциональную пассивность детей. Но даже у эмоционально пробужденного ребенка возникает вторая проблема — определения, характеристики, своеобразной классифи­ кации того, что он интуитивно, на основе чувственного, эмоциональ­ ного переживания распознает как «добро» или «зло», т.е. проблема понятия. Неслучайно при оценке событий,поступков людей дети опе­ рируют двумя оценочными словами: «хорошо», «плохо», не уточняя их, не комментируя, В своих «Беседах с детьми по нравственным вопросам» Л. Н. Толстой выделял главные отделы «нравственных истин»: Бог. Ж и знь в воле Бога. Человек сын Бога. Разум. Любовь. Совершенствование. Усилие. Мысли. Слова. Поступки —дела. Соблаз­ ны внутренние. Соблазны внешние. Смирение. Непротивление. Ж и знь в настоящем. Смерть. Ж изнь — благо. Вера. А всего Толстой делал достоянием детей 7 — 10 лет более 700 философско-нравствен- ных понятий, каждое из которых нашло художественное воплоще­ ние в его маленьких текстах-притчах и лексических сводах, послови­ цах и поговорках. \ Знакомясь с материалами «Азбуки Льва Толстого», первоклассни­ ки .либо обнаруживают слова-понятия, либо сами подыскивают опре­ деления, адекватные ситуации и выходят на эти понятия самостоя­ тельно: «Дед скуп, не дал нам круп», «Н ел гии н е ври», «Ручка беленька, душа черненька», «Труды Бог любит», «Не бери горсткой, бери щепоткой», «Не во всяком камне искра, не во всяком муже правда». Толстой часто предлагает детям пословицы русского народа из-за их 144

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=