ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Давая рекомендации педагогу, Толстой подчеркивал: «Для того чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Создание таких условий и обеспечение в перспективе творческого становления личности — главная цель изменений в существующей системе образования. Для этого надо не только перестроить отношения внутри образовательного учреждения на основе демократии, не только гуманизировать педагогический процесс. Важную воспитательную роль должно играть содержание образования. Ведущее место тут отводится предметам, содержание которых непосредственно связано с миром эмоциональных, духовных ценностей человека, его отноше ниями ко всему в жизни и к самому себе. Это в первую очередь предметы художественного цикла. Искусство и эстетическое воспита ние представляют собой насущную необходимость для становления творческой личности, для общества, для человечества. Главная цель всеобщего эстетического воспитания — формирова ние у каждого члена общества: 1) высокого (эстетического) уровня эмоционально-ценностного отношения ко всем явлениям жизни; 2) творчески-эвристических способностей и 3) образно-ассоциативно го мышления. Содержанием преподавания предметов художественно го цикла следует считать не список программных произведений, литературоведческих понятий, не темы рисунков, песен и т. п., а те осо бые мысли, чувства, переживания, которые ребенок «открывает» в себе и в авторах художественных произведений, в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художест венных образов. К детям должна прийти живая жизнь искусства с богатством происходящих в нем процессов, развитием и борьбой стилей, направлений, многообразием индивидуальностей, разнообра зием видов и жанров. В дошкольных учреждениях сейчас дети много рисуют, но сама программа механистична, работа детей оценивается не по художест венной образности, а по техничности, чистоте исполнения. С этим следует бороться. Искусство должно быть выражением чувств, а не техники и в дошкольном, и в школьном возрасте. Очень важно формировать художественно-образное ассоциатив ное мышление и умение видеть окружающий мир глазами художника, а также развивать умение видеть реальную жизнь. Не следует давать схему, которую ребенок будет повторять всю жизнь. Заданный путь радости, творческого мышления, развития способности видеть не рож дает, наоборот, ведет к отуплению зрения, мышления и т. д. Это самая 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=