ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

вероятно, можно с помощью обучения и воспитания. Возможно ли это? И что для этого нужно? В первую очередь необходимо сколь- ко-нибудь ясное представление о внутренней природе процессов творчества, о тех препятствиях, которые обычно мешают творческим проявлениям человека. К сожалению, до сегодняшнего дня в практике воспитания и осо­ бенно обучения широко распространена система накопления и тре­ нировки механически и аналитически приобретенных знаний и на­ выков. От знаний идут к навыкам и умениям, от образцов — к автоматизмам. Таким образом, полученные знания и навыки не опираются на органическую основу, на потребности личности. Поэтому они внут­ ренне не обоснованы и непрочны. Кроме того, такой подход «подав­ ляет» пользование «образцами» в личностном плане. В центре обра­ зования должна стоять задача формирования творческой личности, творческого «я». Подлинное творчество возможно лишь при свободной реализации способностей и наклонностей личности. Основой возникновения та­ кого творчества является свободное образование. Именно в России в 60-е гг. XIX столетия Львом Николаевичем Толстым были сформулированы основные идеи педагогики «свобод­ ного образования», которые он последовательно проводил в жизнь в практике Яснополянской школы. Образование, по мнению Толстого, есть потребность всякого человека. Поэтому, писал он, оно «может быть только в форме удовлетворения потребности. Важнейший признак действительности и верность пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся». Толстой последовательно различал воспитание «как стремление одного чело­ века сделать другого таким же, каков он сам», как действие насильст­ венное, а потому назаконное и несправедливое, и образование как действие свободное, а потому законное и справедливое. Толстой был искренне убежден, что ребенок стоит намного ближе, чем взрослый, к тем идеалам гармонии, правды, красоты и добра, до которых его хотят возвести. И именно поэтому учить и воспиты­ вать ребенка в традиционном смысле просто невозможно. Ему лишь только надо предоставлять материал, чтобы он мог «пополняться гармонически и всесторонне», а также создавать условия для свобод­ ного самовыражения. Такой вывод Толстой сделал в своей знаменитой статье «Кому у кого учиться писать: «крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят». 141

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=