ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
преобразующим личность человека. Действенные чувства влияют на симпатии, вкусы, интересы и привычки человека, если они связаны с его глубокими жизненными устремлениями. Содержательность чувств определяется их направленностью, идейностью. «Чем глубже и разностороннее отношения человека к действительности, тем зн а чительнее и содержательнее его чувства», утверждал П. М. Якобсон. Если чувства направлены на осуществленные явления окружающей действительности, возникают у человека не случайно, связаны с его общественной полезной деятельностью, отвечают его высоким нрав ственным убеждениям, они приобретают значительность и становятся одним из важных компонентов его личности. Анализируя все сказан ное, можно сделать вывод, что чувства являются не только индикато ром развития личности, побудителем к дальнейшему духовному росту и показателем этого роста, но и входят в состав ценностей человека. При высоком уровне знаний, профессионализме у будущих педа гогов нередко имеет место эмоциональная сухость, бледность чувств, что создает препятствия в общении, взаимопонимании, эмоциональных контактах, мешает проявлению сочувствия, затормаживает духовное развитие, которое прежде всего связано с живым, углубляющимся отношением к явлениям действительности. Духовный рост человека, развитие его сознания, ценностных ориентаций, политических, фило софских, нравственных убеждений, формирование глубоких, посто янных привязанностей обязательно связано с ростом его эмоциональ ной сферы, его чувств. Ценности индивида, его ценностные ориентации, образующие ось сознания, являющиеся важнейшими элементами внутренней структу ры личности, должны стать одним из ведущих показателей при отборе студентов педагогических институтов и при построении концепции современного учителя. Н. В. Житкова Тула ОТ «СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ТОЛСТОГО К СВОБОДЕ ТВОРЧЕСТВА Большую часть критики, звучащей сейчас в нашем обществе, можно сформулировать в терминах оскудения творческого пыла, острой нужды в интеллектуально-инициативных личностях, способ ных к творческим преобразованиям. Нам в целом не хватает творчес кого начала, творческого подхода к жизни, творчества во всех его формах. Увеличить «количество творчества» на «душу населения», 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=