ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

преобразующим личность человека. Действенные чувства влияют на симпатии, вкусы, интересы и привычки человека, если они связаны с его глубокими жизненными устремлениями. Содержательность чувств определяется их направленностью, идейностью. «Чем глубже и разностороннее отношения человека к действительности, тем зн а­ чительнее и содержательнее его чувства», утверждал П. М. Якобсон. Если чувства направлены на осуществленные явления окружающей действительности, возникают у человека не случайно, связаны с его общественной полезной деятельностью, отвечают его высоким нрав­ ственным убеждениям, они приобретают значительность и становятся одним из важных компонентов его личности. Анализируя все сказан ­ ное, можно сделать вывод, что чувства являются не только индикато­ ром развития личности, побудителем к дальнейшему духовному росту и показателем этого роста, но и входят в состав ценностей человека. При высоком уровне знаний, профессионализме у будущих педа­ гогов нередко имеет место эмоциональная сухость, бледность чувств, что создает препятствия в общении, взаимопонимании, эмоциональных контактах, мешает проявлению сочувствия, затормаживает духовное развитие, которое прежде всего связано с живым, углубляющимся отношением к явлениям действительности. Духовный рост человека, развитие его сознания, ценностных ориентаций, политических, фило­ софских, нравственных убеждений, формирование глубоких, посто­ янных привязанностей обязательно связано с ростом его эмоциональ­ ной сферы, его чувств. Ценности индивида, его ценностные ориентации, образующие ось сознания, являющиеся важнейшими элементами внутренней структу­ ры личности, должны стать одним из ведущих показателей при отборе студентов педагогических институтов и при построении концепции современного учителя. Н. В. Житкова Тула ОТ «СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ТОЛСТОГО К СВОБОДЕ ТВОРЧЕСТВА Большую часть критики, звучащей сейчас в нашем обществе, можно сформулировать в терминах оскудения творческого пыла, острой нужды в интеллектуально-инициативных личностях, способ­ ных к творческим преобразованиям. Нам в целом не хватает творчес­ кого начала, творческого подхода к жизни, творчества во всех его формах. Увеличить «количество творчества» на «душу населения», 140

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=