ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
тельно актуальны спустя столетие. Л. Н. Толстого можно считать ос новоположником социально-экологической традиции в России, во всяком случае, именно он сформулировал идею, которая впоследствии получила название «экологический императив» (т. е. подчинение принципов социальной организации природному началу). Л. Н. Тол стой предложил свой вариант социального переустройства, в осуще ствимость которого он искренне верил и который стремился реализо вать вначале в масштабах отдельно взятого имения. Идеи Л. Н. Толстого большинство исследователей оценивали как утопические, хотя попыт ки их практического внедрения часто давали позитивные результаты. Л. Н. Толстой как реформатор замахивался не только на земельные отношения собственности, не только на государство и его правосу дие, которое он считал неправедным, он посягал на всю систему неестественной, с его точки зрения, культуры, искажавшей божест венно-природное назначение человека. Именно этим он был опасен как для царя, так и для церкви, для левых и правых, большевиков и монархистов. Л. Н. Толстой не вписывался ни в какие стандарты — он был гением, он был действительно свободным человеком, кото рый руководствовался только своей совестью, своим пониманием божественной справедливости. Идея гармонии человека и природы требовала полного пересмотра и духовных, и материальных, и организационных компонентов обще ственной жизни, коренной переоценки ценностей. И в этом смысле Л. Н. Толстой был больше революционером, чем всевозможные бом бометатели и заговорщики-террористы: они выражали мнение локаль ной группы инакомыслящих, а он был голосом самого русского народа и самой природы — он предлагал людям подлинные ценности, соответствующие менталитету славян, сочетающие языческое и хрис тианское начала. Е. Н. Королева Тула л . ТОЛСТОЙ И ДУХОБОРЫ (ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА) Духоборы, поборники «строительства царства Божия на Земле», заявили о себе в России в конце XVIII века. Их вероучение во мно гом расходилось с основами официальной религии, это определяет отношение верующих к самым различным вопросам (войны, полити ка, экономические проблемы). Исходный пункт учения духоборов — 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=