ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

тельно актуальны спустя столетие. Л. Н. Толстого можно считать ос­ новоположником социально-экологической традиции в России, во всяком случае, именно он сформулировал идею, которая впоследствии получила название «экологический императив» (т. е. подчинение принципов социальной организации природному началу). Л. Н. Тол­ стой предложил свой вариант социального переустройства, в осуще­ ствимость которого он искренне верил и который стремился реализо­ вать вначале в масштабах отдельно взятого имения. Идеи Л. Н. Толстого большинство исследователей оценивали как утопические, хотя попыт­ ки их практического внедрения часто давали позитивные результаты. Л. Н. Толстой как реформатор замахивался не только на земельные отношения собственности, не только на государство и его правосу­ дие, которое он считал неправедным, он посягал на всю систему неестественной, с его точки зрения, культуры, искажавшей божест­ венно-природное назначение человека. Именно этим он был опасен как для царя, так и для церкви, для левых и правых, большевиков и монархистов. Л. Н. Толстой не вписывался ни в какие стандарты — он был гением, он был действительно свободным человеком, кото­ рый руководствовался только своей совестью, своим пониманием божественной справедливости. Идея гармонии человека и природы требовала полного пересмотра и духовных, и материальных, и организационных компонентов обще­ ственной жизни, коренной переоценки ценностей. И в этом смысле Л. Н. Толстой был больше революционером, чем всевозможные бом­ бометатели и заговорщики-террористы: они выражали мнение локаль­ ной группы инакомыслящих, а он был голосом самого русского народа и самой природы — он предлагал людям подлинные ценности, соответствующие менталитету славян, сочетающие языческое и хрис­ тианское начала. Е. Н. Королева Тула л . ТОЛСТОЙ И ДУХОБОРЫ (ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА) Духоборы, поборники «строительства царства Божия на Земле», заявили о себе в России в конце XVIII века. Их вероучение во мно­ гом расходилось с основами официальной религии, это определяет отношение верующих к самым различным вопросам (войны, полити­ ка, экономические проблемы). Исходный пункт учения духоборов — 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=