ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
С. В. П азухина Тула ЧУВСТВА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Развивающееся общество постоянно выдвигает новые требования к подготовке и совершенствованию личности учителя. Наряду с раз витием педагогических способностей (дидактических, экспрессивных, перцептивных, суггестивных, научно-познавательных и др.), педагоги ческих умений, общей культуры, эрудиции, интересов, различных значимых черт характера, психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и др.), приобретением новых знаний, умений, навыков и самосовершенствованием, одним из важнейших показате лей духовного и профессионального роста педагога являются его ценностные ориентации. Ценностные ориентации определяют значимость тех или иных объектов для данного человека и выражают его эмоциональное по ложительное или отрицательное отношение к определенным сторо нам и явлениям окружающей действительности. Ценности отражают ся в м и р о в о ззр ен ии , моральны х представлениях , принципах , убеждениях личности. Оценка окружающего и позиции конкретного человека такж е определяются его ценностными ориентациями. Ценности личности неразрывно связаны с чувствами и эмоциями. Только значимые, представляющие интерес для данного человека события, явления находят у него эмоциональный отклик. Развитие или изменение ценностей, проявляющееся в новых запросах, интересах, убеждениях, ведет к возникновению отличного от прежнего эмоцио нального отношения к различным объектам окружающей действитель ности. С другой стороны, анализ соотношения различных чувств, выявление чувств, которые становятся ведущими в действиях и по ступках личности, позволяет достаточно глубоко судить о ценностных ориентациях конкретного человека. По тому, такого рода чувства человек испытывает при оценке определенных явлений жизни, поступков, действий людей, какие из чувств являются ведущими у данной личности, определяющими моти вацию, поведение, действия, индивид раскрывается как личность определенного склада и духовного облика. Значение и роль чувств определяется их активностью, действенностью, содержательностью. Действительное чувство, отвечающее основным устремлениям, убеж дениям, взглядам, ценностям данного индивида, служит не только началом, побуждающим к совершению ряда поступков, но и началом, 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=