ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Г. А. Баранова Тула ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ КНИГАХ ПО ЧТЕНИЮ Л. Н. ТОЛСТОГО Одной из актуальных проблем современной школы является фор мирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отноше ния к миру. Решить данную проблему невозможно без полноценного представления в современных школьных учебниках начальных клас сов (в частности, учебниках литературы) эмоционально-ценностного компонента содержания образования. Содержание опыта эмоционально-ценностного отношения к миру многосложно. Оно имеет в виду формирование как ценностно-ориен тационной, так и эмоциональной сфер личности учащихся. В разные исторические эпохи педагоги-исследователи предприни мали попытки реализации данного компонента в учебниках для пер воначального обучения. Наиболее ценным в этом отношении для нас представляется педагогическое наследие Л. Н. Толстого. В своих учебных книгах по чтению Л. Н. Толстой предлагает разнообразный эмоционально-ценностный материал. Как реализован в учебниках ценностный аспект содержания образования? Анализ текстового материала показал следующее; I. В качестве средств, способных обеспечить раскрытие ценностей в учебных книгах, выступают тексты и микротексты, выявляющие р аз нообразные ценностные аспекты. Характерным для ценностно-орйен- тированных текстов является то, что любой объект характеризуется в них не со стороны его естественных свойств, а по отношению к человеку и присущим человеку нормам, идеалам и целям. Ценностно-ориентированные тексты содержат оценки, выражают определенные чувства. Для таких текстов характерен убеждающий или эмоционально-образный стиль. II. В целом ж е ценности, раскрываемые в учебниках (в про центном отношении), могут быть представлены в виде следующей совокупности: 1. Ценность человеческой личности, нравственное здоровье, при нятие нравственных гуманистических норм — 28,8%. К данной группе можно отнести такие ценности: — добро как критерий ценностей морали; 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=