ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

в проблемной лаборатории «Школа Л. Н. Толстого (руководитель — В. Б. Ремизов). Чтение текстов, представленных в этих учебниках, предполагает размышление о смысле бытия, о ценности жизни, о кр а­ соте мира и красоте слова. Однако система нравственных ценностей не должна формиро­ ваться у младших школьников стихийно. Это должен быть целенаправ­ ленный, тщательно организованный процесс, который предполагает: 1. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка. Это необхо­ димо для адекватного восприятия произведений художественной ли­ тературы. Работа учителя предполагает развитие у учащихся внима­ ния к переживаниям, настроениям, обогащение лексики детей сло­ вами, обозначающими чувства и оттенки чувств. 2. Воздействие на эмоциональный мир ребенка, восприятие эмо­ ционально-ценностного потенциала художественного произведения. Учитель акцентирует внимание детей на переживаниях действующих лиц, на мотивах их поступков, учит детей анализировать художествен­ ное произведение с точки зрения морали. 3. Усвоение нравственных ценностей на уровне подражания по­ ложительным героям произведения. Это наиболее простой способ усвоения ценностных ориентаций, начальный этап формирования собственной системы ценностей. 4. Постепенное закрепление ценностных ориентаций в сознании и в поведении. Ребенок усваивает систему ценностей на более глубоком уровне, не ограничиваясь содержанием конкретного произведения. 5. Осознание нравственных ценностей, формирование собствен­ ного эмоционального отношения к ценностям. Принятие или непри­ ятие их. Формирование собственной системы ценностных ориента­ ций. Этот этап предполагает наличие определенного жизненного опыта и не может ограничиваться младшим школьным возрастом. Целенаправленная систематическая работа по формированию системы нравственных ценностей имеет целью развитие личности ребенка, Вмладшем дошкольном возрасте эта работа наиболее значима, так как призвана заложить основы личностной ориентации учеников, которые на более поздних этапах образования будут развиваться и совершенствоваться. Одно из наиболее эффективных средств фор ­ мирования системы нравственных ценностей у младших школьни­ ков — изучение русской классической литературы. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=