ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

С. Г. М ельникова Тула ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Начальная школа является первым этапом, а следовательно, бази ­ сом системы непрерывного общего образования, конечная цель кото­ рого, согласно теории И. Я. Лернера, — усвоение детьми накопленно­ го ранее социального опыта. Важное место в структуре социального опыта, наряду со знаниями и способами деятельности, занимает эмоционально-ценностное отношение к действительности. Система ценностных ориентаций у каждого человека глубоко индивидуальна и зависит от многих факторов, как внутренних, так и внешних (склонности, задатки, способности и в то же время среда, условия воспитания и обучения и т. д.). Работая над ее формировани­ ем, учителю необходимо не только учитывать все эти факторы, но и оп­ ределить в качестве цели ту систему ценностей, которая в идеале должна быть сформирована у ученика. Такой системой в настоящее время становится гуманистическая система ценностных ориентаций, где главное —человек, жизнь, личность, духовный мир, красота и т. д. Ее определяющей основой являются ценности морали (нравственные ценности), которые характеризуют отношения личности (субъекта) и представлений о добре и зле (объекте), принятых самим субъектом или обществом, его окружающим. Критерием нравственного является добро (благо), критерием без­ нравственного — зло. Нравственными будем считать такие ценности, которые можно определить через категории добро-зло: например, такие формы проявления доброты к окружающим людям, как состра­ дание (переживание чувств других, как своих собственных), милосер­ дие (прощение, помощь другому человеку), а также справедливость (утверждение необходимости победы добра над злом), свобода (ут­ верждение добра в организации общества) и т. д. Одним из богатейших источников, закладывающих у людей осно­ вы подлинно гуманистической системы нравственных ценностей, яв ­ ляются произведения русской классической литературы. Произведе­ ния русских писателей необходимо включать в учебные книги по чтению уже в начальной школе. Тексты должны быть понятны, до­ ступны, интересны детям. Образцом такого учебника можно считать книги «Азбука Л. Н. Толстого» и сборник «Час души», составленные 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=