ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

того, на первом месте стоят следующие задачи: ори ен тация личности студента на гуманистические установки и основные ж и зн ен ны е цен­ ности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и жизненных цел^й ; формирова­ ние национального самосознания, гражданственности и патриотизма; приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным тра­ дициям, моральным ценностям общества и др. Одной из актуальных задач воспитания студентов г£еДвуза является формирование гражданственности. Гражданственность как одно из ведущих духовно-нравственных качеств личности воспитывается в процессе разнообразной познавательной, общественной , трудовой деятельности студентов. Гражданское воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношений к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям , их деятель­ ности, к явлениям общественной жизни и сознания. Показателем гражданственности является прежде^ всего граждан­ ская грамотность, которая рассматривается нами кз!к совокупность качеств, включающая не только элементарную грамотность (речи и письма), но также и способности, дающие в о з м о ж н о с т ь участвовать в демократическом сообществе: критически мыслить, действовать обду­ манно в условиях плюрализма, способности к эмпатий, позволяющие слышать и тем самым помогать другим (Б. Барбер). Формирование гражданской грамотности осущ ествляется через овладение студентами ораторским искусством; соединение написания рефератов, курсовых и дипломных работ с заданиями обществен­ ных служб; участие студентов во внеаудиторной воспитательной ра­ боте. Эти процессы в свою очередь предполагают: уч асти е студентов в значимых реальных проектах, адресованных к ответственной и конкретной аудитории; пощрение роста заинтересованности и ответ­ ственности, признание самостоятельности студентов в практическом применении собственных идей, в сборе и и с п о л ь з о в а н и и конкретных документальных источников; введение новых интегративных элемен­ тов при обсуждении исторических, социальных, культурных, эконо­ мических и других проблем и написании тематических работ в погра­ н и ч н ы х о б л а с т я х з н а н и я ; р а з в и т и е в ы с о к о г о у р о в н я общественно-организаторских, учебных (информационных, коммуни­ кативных, аналитических, оценочных и др.) умений; ум ений критики и саморефлексии и т. п. Студенты ТГПУ им. Л. Н. Толстого вовлекаются в такие формы гражданского воспитания, как «круглые столы» п О историческим, социальным, философским, культурологическим проблемам , встречи с общественными деятелями, ветеранами войны и тРУДа, поэтами, 131

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=