ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
формы и методы работы в различных социумах, узнают о правовых аспектах социально-педагогической деятельности. Опыт подготовки специалистов данной дополнительной специальности в Центре обра зовательных услуг университета показал ее эффективность. С. А. Воронина Тула К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Ведущими качествами личности современного учителя являются: профессионально-педагогическая и гражданская направленность, со циальная ответственность, деловитость, инициативность, способность в сложных ситуациях принимать и осуществлять эффективные педа гогические решения, высокая педагогическая культура, научно-педа- гогическое творческое мышление. В связи с этим воспитательная работа в педагогическом университете должна быть направлена на решение целого ряда задач, определяя которые мы обращаемся к пе дагогическому наследию Л. Н. Толстого. Взгляды Толстого по вопросам высшей школы исходят из общего контекста его педагогической теории, основывающейся на идеях народности, гуманизма, демократии, свободного воспитания, и могут быть объединены по направлениям: российские университеты как образовательные учреждения нового типа; педагогическая кулыура профессорско-преподавательского состава; организация учебно-вос- питательного процесса в высшей школе. В статье «Воспитание и об разование» (1862) Л. Н. Толстой большое внимание уделил критичес кому анализу содержания университетского образования в России. По его глубокому убеждению, современные университеты не решают ни образовательных, ни воспитательных задач. В представлении Толс того университеты, если они желают оправдать свое назначение, должны готовить таких людей, которые нужны народу, человечеству. Источники бед российских университетов кроются в их изолирован ности от общества, в отсутствии в учебной и воспитательной рабо те живой жизни, в непонимании настоящих потребностей народа. В результате все это привело к неприспособленности и неготовности многих выпускников к практической деятельности. Критичность и острота суждений Л. Н. Толстого свидетельствует о его высокой гражданской позиции, заинтересованности в разреш е нии проблем воспитания и образования. Поэтому в концепции воспи тательной работы педагогического университета, носящего имя Толс 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=