ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

о с т и культуры вполне созвучна идеям других представителей лунного течения. Обоснование Л. Н. Толстым концепции культуры выдвигает его ло наиболее видных представители философии жизни, главной В 4 ой которой была судьба культуры, соотнесение таких категорий, как ж и з н е н н а я стихия, природа и культура, в фокусе которых рас­ сматривались все другие вопросы. Антиномия «природа - культура» выступает стержнем, смысловой осью его мировоззрения. Д. М ереж ­ ковский, который тонко чувствовал и понимал Л. Н. Толстого, ис­ п о л ь зо в а л удачный образ для выражения этой мысли: «Противополож­ ность культурного и естественного состояния как «войны и мира» — вот метафизическая ось, на которой вращается вся звездная система толстовского творчества». д н . Толстой критически относился к культуре, не питал иллюзий по поводу культурного прогресса, который, по его мнению, деформи­ рует естественную природу человека, противопоставляет его природе. Но совершенно несправедливо упрекать Л. Н. Толстого в нигилизме, как это делает Н. А. Бердяев, называя Л. Н. Толстого виновником разгрома русской культуры. По мнению Н. А. Бердяева, он «враждебен всякой культуре», поскольку «культура для него основана на неправде и насилии, в ней источник всех зол нашей жизни». Вывод Н. А. Бер­ дяева, что Л. Н. Толстой «оказался источником всей философии рус­ ской революции. Русская революция враждебна культуре, она хочет вернуться к естественному состоянию народной жизни, в котором видит непосредственную правду и благостность», слишком категори­ чен. Л. Н. Толстой, отрицая культуру современного ему буржуазного общества, предлагал иную ценностную основу для общественных отношений, то есть качественно другую парадигму культуры. Исходной методологической посылкой понимания Л. Н. Толстым всей системы культуры выступает натурализм: и разделение общест­ венного труда, и основанная на нем система социальных связей, общественных отношений, и нравственные отношения как их главный компонент, и государственно-правовые рычаги управления обществом, и искусство как сфера эмоционально-образного проявления челове­ ческой натуры через художественное отношение к миру — все это понимается им как продолжение природного, естественного начала в социальной жизни. Все части этой социоприродной системы, назы ­ ваемой культурой, должны органически сочетаться друг с другом и составлять некое гармоничное целое. Таким образом, еще в конце л века Л. Н. Толстой предвосхитил ту модель экологически ориен­ тированной культуры, которая станет основной парадигмой для всего западного мышления в 70-е годы XX века. Его идеи оказались удиви­ 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=