ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

творческой деятельности, что вполне можно рассматривать и как миссию молодежных общественных объединений. Педагогика Л.Н.Толстого — это опыт социального партнерства, в котором ребенок осознает необходимость своего существования. Способности даны каждому, и лидеру молодежного общественного объединения необходимо построить взаимоотношения в организации таким образом, чтобы ценность и самоценность каждой личности воспринимались с уважением и поддержанием достоинства. Стратегию своей педагогики Л. Н. Толстой определил постулатом: не только мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас. Лидер молодежной общественной организации, по Толстому, не должен осознавать свое превосходство и подгонять детей под себя. Наилуч­ шие отношения есть «отношения естественности», полагал Л. Н. Тол­ стой. Для достижения этого в общественной организации необхо­ димо создать атмосферу взаимного доверия, никто не должен высту­ пать в роли «всезнающего, непогрешимого судьи, изрекающего про­ писные истины». В условиях пересмотра нравственных, духовных, культурных цен ­ ностей молодежные общественные организации должны ставить своей целью развитие духовно-нравственной личности, живущей по законам любви к ближнему, непротивления злу насилием. Только духовность и нравственность могут защитить сегодня молодое поколение от разрушающего воздействия внешних обстоятельств, «Нельзя воспитывать других, не воспитывая себя» ,— писал Л. Н. Толстой. Лидер общественного объединения должен воспиты­ вать личным примером, а для этого он сам должен быть воспитан, должен быть духовно-нравственной личностью. Что же получает молодой человек, являясь членом общественной организации, построенной с учетом педагогики Л. Н. Толстого? Ответ нам дают «толстовские» школы: — внутреннее удовлетворение от членства в организации; — ощущение признания себя как личности, способной к свободе выбора и демократическому общению; — способность и возможность отстаивать и защищать свои интересы; — сознание невозможности причинить вред другим людям, всему живому; — физическое здоровье; — способность осуществлять поиск своего места в жизни. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=