ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

другого человека через те изменения, которые он произвел в дан­ ном индивиде; вторая ориентирована на соотнесение и определен­ ное совпадение характеристик значимого другого и ценностно-пот- ребностной сферы индивида. Если в рамках первой парадигмы ин­ дивид рассматривается как объект влияния значимого другого, то в рамках второй он — субъект взаимодействия со значимым дру­ гим (В. Н. Князев). Существуют три зоны роста понимания личностных качеств дру­ гого. Первая зона связана с разработкой средств описания процессов и явлений понимания качеств личности другого человека. Второе направление определяется развитием средств объяснения явлений и процессов в этой области, с поиском психологических механизмов понимания другого человека. Н. В. Шкопоров под значимыми другими предлагает понимать тех, кто самым непосредственным образом участвует в создании и укреп­ лении Я-концепции. Согласно Т. Шибутани, значимые другие — это ограниченное число людей, которых личности довелось узнать как единственных в своем роде индивидов, от них зависит подтверждения Я-концеп- ции личности. В нашем случае на значимого другого, определяющего позитивную Я-концепцию будущего учителя, можно выйти через опыт нравствен­ ного самоусовершенствования молодого Л. Н. Толстого, в центре вни­ мания которого — проблема всестороннего развития человека, его позитивного, адекватного самовосприятия. «Я старался, — говорит Толстой в «Исповеди», —совершенствовать себя умственно, —я учился чему мог и на что наталкивала меня жизнь; я старался совершенст­ вовать свою волю, составлял себе правила, которым старался сле­ довать; совершенствовал себя физически, всякими упражнениями изощрял силу и ловкость и всякими лишениями приучал себя к вы­ носливости и терпению». С. Н. Климова, В. Н. Жариков Тула ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО л. н. толстого В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Студенты факультета иностранных языков с первых дней пребы­ вания в стенах Тульского государственного педагогического универ­ ситета знакомятся с тем, почему наше учебное заведение носит имя 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=