ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

В. С. Сидоренко Тула К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЗНАЧИМОЙ ЛИЧНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГА «Настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и ус­ тойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осущест­ вление именно данной деятельности и на достижение в ней уникаль­ ного, неординарного результата» (А. А. Бодалев). Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, мо­ тивы достижения зависят от благоприятных условий воспитания и среды жизнедеятельности, но определяющими эти условия быва­ ют далеко не всегда. В формировании значимых мотивов достижения огромную роль играют эталоны, принятые в качестве вершины значимой личности (в поведении, деятельности, отношениях). «У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуются более или менее конк ­ ретные эталоны, пользуясь которыми человек оценивает других лю ­ дей и себя» (В. Г. Зазывкин, А. П. Чернышев). Так, в хронике «Жизнь двенадцати цезарей» (книга «Божественный Юлий») Гай Светоний Транквилл говорит, в частности, о том, как Юлий Цезарь, получив назначение в Дальнюю Испанию, по поручению претора, объезжая для судопроизводства общинные собрания, прибыл в Гадес и увидел в храме Геркулеса статую Александра Македонского. Цезарь испытал глубокое разочарование от того, что он всего лишь мелкий чиновник, тогда как Александр в его годы звался уже Великим. Он добивается увольнения, чтобы затем в Риме воспользоваться первым же случаем для более великих дел. Выбор эталона значимой личности инициирует импульсы к само­ совершенствованию и саморазвитию, коррекции Я-концепции, к по­ зитивному самовосприятию. П едагогическое взаимодействие м ож ет быть эфф ективным лишь в том случае, если его участники являются взаимно значимы­ ми (А. В. Петровский). Следовательно, влияние выдающейся личнос­ ти, положительного примера, является существенным условием р а з­ вития позитивного самовосприятия. Такое влияние будет эффектив­ ным в случае, если объект внимания будет значимым для субъекта взаимодействия. Существующие определения личностной значимости распадаются на две основные парадигмы. Первая из них описывает значимость 124

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=