ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

образования и воспитания с целью развития реф лексии .Современные методологические разработки прежде всего связаны с именем Г. П. Щедровицкого и его школы. Он рассматривал рефлексию как один из важнейших элементов в системе деятельности, считая, что рефлексия и понимание — основа образования, «способы» же деятельности — лишь один конкретный вид и тип рефлексивной организации мышле­ ния и деятельности. С. Ю. Степанов и И. Н. Семенов подчеркивали, что необходимо формирование не только интеллектуальной рефлек­ сии, но также еще и личностной (предлагая для этой цели инструкцию по самонаблюдению). В. И. Слободчиков и Е. И. Иса- ев отмечают, что в общем виде рефлексия есть прежде всего проблема определения своего способа жизни. Следует отметить также разработки таких авторов, как Б. Д. Эльконин, Г. А. Голицин, И. Е. Берлянд, В. М. Розин, В. А. Лефевр и др. Явная необходимость обучения рефлексии не только в школе, но и в вузе проявляется все сильнее. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о различных методах для практики обучения рефлексии: рефлексивный тренинг, решение специальных логических рефлексивных задач, игры закрытого типа (например, шахматы), деловые игры, и т. д. Но, как правило, в качестве конечной цели подразумевается развитие умения прогнозировать, расширение креативных способностей, умение глубоко и всесторонне анализиро­ вать решаемую проблему и др. Нам кажется, что обучение рефлексии должно быть направлено главным образом на личность человека, на духовное оформление его жизни, особенно сегодня, в условиях транс­ формации семейных, духовных и образовательных традиций. После проведения нами тренинговых занятий по прояснению ценностно-мотивационной сферы со студентами III курса мы столк­ нулись с фактом обсуждения лишь материальных и социальных ценностей (ценность семьи прозвучала лишь у некоторых студентов). Личностные и духовные ценности не упомянулись ни разу. Попытка направить студентов на обсуждение таких категорий, как жизнь, добро, справедливость, не встретила поддержки. Этого вполне можно было ожидать в ситуации социальной нестабильности, материального не­ благополучия, сокращения среднего класса (студенты затруднялись причислить себя к какой-либо социальной прослойке). Мы считаем, что необходимо помочь разобраться молодому чело­ веку в себе, осознать себя в мире, найти свои личностные смыслы, прогнозировать и организовывать свое развитие, овладеть механизма­ ми самоорганизации. Для этого важно найти формы обучения р еф ­ лексии, адаптировать их для учебного процесса в вузе, активнее использовать духовное наследие A. Н. Толстого. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=