ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Идея свободного воспитания близка и понятна сегодня, ибо мысль Льва Николаевича о нравственной направленности свободного воспитания, о свободе выбора. Именно свобода выбора формирует у ребенка чувство ответственности, дает возможность развитию твор ческих сил детей: «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность». Идеи великого писателя, философа и педагога стали сегодня одним из главных в организации деятельности педагогического коллектива Яснополянского детского дома. Детский дом — это специфическое воспитательное учреж де ние закрытого типа для детей- сирот или детей, лишенных попече ния родителей. В основу деятельности педагогов детского дома легли педагогичес кие идеи Льва Толстого, основанные на традициях народной педаго гики. Ведь именно к народной педагогике восходят толстовские идеи воспитания высоко нравственной личности, глубокой органической связи человека и природы, включая культуру земледельческого труда, привлечения детей к разносторонней трудовой деятельности. Именно с трудом связана вся жизнь детей. Он является их настоятельной и наипервейшей потребностью. Сельское окружение, труд крестьян деревни Ясная Поляна, общение с ними дают положи тельные результаты. Вот почему педагогический коллектив Яснопо лянского детского дома в непростых условиях обратился к изучению гуманистического наследия Л. Н. Толстого и традиций нашего времени народной педагогики. В наши дни особо ощутим запрос на личность свободную, твор ческую, инициативную. Отсюда и направленность деятельности пе дагогов детского дома на формирование и развитие воспитатель ной системы, цель которой — создание условий для самореализации и саморазвития личности. Т. А. Морозова Тула РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Говоря о духовном развитии человека и о роли мышления, нужно признать, что особое место в нем занимает рефлексивная функция. Рефлексивность как особенность человеческого духа наиболее полно изучалась в трудах Декарта, Гегеля, Канта, Мамардашвили. В психо логии есть примеры приближения философского знания к практике 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=