ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Е. М. Брешковская Тула ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯСНОПОЛЯНСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА Педагогика А. Н. Толстого выросла из знания основ народной жизни, народного духа, народной педагогики. Из народной мудрости складыва­ лись толстовские педагогические заповеди: призыв к свободному воспи­ танию, нравственная обоснованность и практическая целесообразность передаваемых знаний, утверждение любви как главенствующего прин­ ципа во взаимоотношениях ученика и учителя, недопустимости насилия на всех уровнях педагогической деятельности. Определяющими во всей педагогической системе Толстого яв­ ляются общечеловеческие ценности, которые можно назвать ме­ тодологией человеческого духа. Эта методология для каждого, а не для избранных. Особое место в народной и толстовской педагогике занимают обще­ человеческие категории счастья и долга. Можно проследить, как много общего в обоих подходах к самим понятиям, к пугям достижения челове­ ком истинного счастья в процессе выполнения человеческого долга. По Толстому, огромное значение для счастья человека имеет формирование нравственных потребностей личности через воспита­ ние и самовоспитание. Воспитание, полагал Толстой, должно разви­ вать в людях лучшие нравственные качества, источником которых является трудовой народ, оно должно формировать в них здоровые нравственные потребности, побуждающие личность к нравственному поведению, к деланию добра людям. Основы нравственного формирования личности как предпосылки ее дальнейшей счастливой жизни закладываются в детские годы. Возможность этого детского, а затем «взрослого» счастья А. Н. Тол­ стой связывал с состоянием свободы. Идея свободы — краеугольный камень педагогических воззрений Толстого. Она была им выстрадана, теоретически обоснована, прак­ тически апробирована. В статье «О воспитании» он пишет: «...свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащихся, гак и для учащих». Полная свобода для Толстого — это свобода личностных проявле­ ний учителя и ученика в их стремлении через любовь познать истину о мире и душе человека. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=