ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгодней ших условиях, необходимо, по мнению Толстого, соблюдение следу ющих требований: отношения между учителем и учащимся должны быть естественными, доброжелательными, учебная нагрузка должна быть оптимальной. В связи с характером отношений между учителем и учащимся Толстой рассматривал и проблему методов обучения. Он утверждал, что «мерило всех методов состоит в большей и меньшей естественности отношений и поэтому в меньшем или большем принуждении при учении. Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше; чем с большим, тем хуже». Идеи Л. Н. Толстого о мотивах и стимулах учения органически сопрягаются с принципами современной методики обучения иностран ному языку младших школьников, исходящей из уважения к личности ребенка, веры в творческие силы детей, необходимости сознания «наивыгоднейших» условий для развития познавательной активности и способностей учащихся. Решающее значение в воспитании любви к учению Толстой придавал личности учителя. Как художник не может научить своих учеников живописи, не владея сам этим мастерством, так и учитель не в состоянии сформировать в детях потребность в знаниях, если он сам не имеет жажды знаний. Для будущих учителей английского языка в начальной школе ак туальны мысли Толстого о методическом мастерстве педагога. Он на стоятельно требовал творческого подхода к использованию методи ческих приемов в процессе обучения детей. Учитель должен обладать своеобразной методической гибкостью, т. е. должен уметь применять различные методы обучения на разных этапах урока, применять их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. «...Всякий учитель... должен стараться узнавать наибольшее число методов, при нимая их как вспомогательные средства; должен, принимая всякое затруднение понимания ученика не за недостаток ученика, а за недо статок своего учения, стараться развивать в себе способность и зобре тать новые приемы. Всякий учитель должен знать, что каждая и зобре тенная методика есть только ступень... чтобы идти дальше...». 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=