ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

гословение, настоятель посоветовал ей обратиться за помощью к Богу и его угоднику. Страницы романа, посвященные постепенному угасанию князя Андрея, наполнены глубокими размышлениями Л. Толстого о любви человеческой и любви божеской, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни. Когда князь Андрей отрекается от всего земного, перед ним открывается подлинная сущность души и истина, что «Бог есть любовь». Постижение этой высшей истины при переходе в потусто­ роннее существование становится возможным отнюдь не только для монашества как исключительного, ангелоподобного, состояния (так оно понималось в средние века), но и вообще для человека, стремя­ щегося к духовному совершенству. Т. А. Есина Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ О СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ И ПУТЯХ ЕЕ РАЗВИТИЯ Проблема сущности культуры занимает центральное место в ф и ­ лософской концепции Л. Н. Толстого. Именно этот вопрос является ос­ новным для понимания его противоречивой мировоззренческой пози­ ции, отправной точкой его поисков и их конечным итогом. А. Н. Толс­ той был одним из первых русских мыслителей, поставивших проблему смысла и назначения культуры, которую он рассматривал как через конкретно-исторический анализ современной ему русской и западно­ европейской культуры, так и через призму национальных традиций разных народов, к которым он обращался на протяжении всей своей жизни. Это позволило ему дать целостную характеристику культуры как сложного социального феномена во всем его многообразии. Сила Л. Н. Толстого как мыслителя — в фундаментальности подхода, глубо­ ком анализе различных граней духовной и материальной культуры человечества во всем богатстве ее множественных оттенков. Он видел не только достижения, но и негативные стороны культурного прогрес­ са, пытался понять, почему цивилизация иногда оказывается пагубной для нравственности, приносит людям не только блага, но страдания. А. Н. Толстой вслед за Ж . Ж . Руссо, которым восхищался в молодости, стремился осмыслить природу того социального явления, которое в западноевропейской философской традиции получило название от­ чуждения и стало одним из основных понятий экзистенциализма. Л. Н. Толстого можно считать одним из предшественников этого направления, получившего развитие в XX столетии, его интерпретация 12

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=