ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Л. В. Шишова Тула ИДЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО О МОТИВАХ И СТИМУЛАХ УЧЕНИЯ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ j b процессе современной методической подготовки будущих учи телей английского язы ка начальной школы востребованы идеи А. Н. Толстого о мотивах и стимулах учения.J Основной тезис, из которого исходил Толстой при воспитании у детей стремления к учению, был наиболее четко сформулирован в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы». В ней говорится: «Школьники —люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие те же потребности, как и мы, и теми же путями мыслящие; они все хотят учиться, затем только и ходят в школу», т. е. дети учатся и должны учиться не только по долгу и обязанности, но прежде всего в силу естественной потребности в познавательной деятельности, в силу того, что они желают и любят учиться. Потребность в знаниях является основным мотивом учебной деятельности учащихся, но чтобы эта потребность выступала как мотив учения, необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий. В этом плане Толстой и рассмат ривает задачи, организацию и методы обучения. Развитие у детей познавательной активности и самостоятельности представляет собой сложный процесс,обусловленный факторами внут реннего (субъективно-психологического) и внешнего (объективно-пе дагогического) характера. Процесс обучения является одновременно и процессом учения. Только при этом условии можно развить в детях заложенное в них самой природой стремление к знаниям. Л. Н. Толстой считал одним из основных мотивов учения убеждение в жизненной необходимости знаний, их личной значимости. Другой внутренней побудительной силой в познавательной деятельности детей он считал интерес к знаниям. В его дидактических указаниях к препо даванию «Азбуки» и в педагогических статьях содержаться многочис ленные высказывания о развитии познавательных интересов детей. Отсутствие принуждения и интерес детей к изучаемому материалу Толстой считал главным основанием успешного овладения знаниями. Успех в деле обучения зависит не только от того, насколько актив но работает мысль ученика, но и от того, насколько активно способ ствуют мыслительному процессу чувства ребенка, его эмоциональная сфера. В этой связи актуально указание Толстого на недопустимость одностороннего интеллектуализма. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=