ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
К. Д. Ушинский, — гораздо более важную, чем развитие ума вооб ще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его лич ных интересов». Однако в понимании сущности нравственного развития имеются значительные различия. Одни считают, что нравственное развитие — это усвоение и следование общественным нормам и правилам пове дения. Другие убеждены, что нравственность имеет абсолютный, а не культурно-исторический характер. Л. Н. Толстой считал, что нравст венность неразрывно связана с религией человека, понимая при этом религию как известное, установленное человеком отношение своей отдельной личности к бесконечному миру или началу его, а нравст венность — как всегдашнее руководство жизни, вытекающее из этого отношения. Л. Н. Толстой подчеркивал, что подлинная нравственность основана на религии самоотречения и служения Богу, а не собственным или общественным интересам. Такое решение проблемы нравст венного воспитания требует безусловного принятия того или иного р е лигиозного учения (по Толстому, прежде всего христианского) и вы ходит за пределы светского образования. Вместе с тем психологический анализ учений о морали и нравст венности позволяет нам обнаружить общие корни аморального, б е з нравственного поведения и отношения человека к окружающему миру —эгоцентризм и (или) фанатизм, вследствие которых отдельный человек или группа людей рассматривает других как средство дости жения своих личных (или догматических) целей, зачастую не считаясь с интересами и жизненно важными потребностями окружающих. Толстой верно указывал на одну из причин нравственного или б ез нравственного — на религию (мировоззрение) человека. Однако решение проблемы нравственного развития ребенка, на наш взгляд, следует искать не в религии (вере), а в научном познании физической и духовной природы человека и окружающего его мира. Нравственное развитие есть следствие общего психологического (ду ховного) развития человека, в основе которого лежит не религия (вера), а определенные психологические механизмы (интеллект, познаватель ные потребности, самостоятельность, самоконтроль, эмпатия, «Я — идеал» и др.), обеспечивающие познание единства человека и космоса, самосовершенствование человека в согласии с собой и окружающим миром. При этом веру (религию) следует рассматривать как гипоте зу, предположение об определенном устройстве мира и смысле жизни, а не как первооснову для нравственной ориентации и оценки нравст венного развития человека. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=