ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

ления личности, к его внутренним и внешним составляющим. Целост­ но представлен в произведениях весь комплекс влияний, формирую ­ щих человека. Основополагающими, по мысли Толстого, являются наследственность, семья, среда, школа. Автора более интересует их роль в созидании внутреннего мира, воздействие на веру, идеалы, на их возникновение и разрушение. Каждый период ж и зни имеет свою иерархию образовательных и воспитательных влияний: мир детства — мир семьи, подростку более важно общение, юноша по­ гружен в учебу, способен к саморазвитию, для возрослого огромное значение приобретает вера. Многогеройность толстовских произведений позволяет выделить самые существенные факторы, влияющие на формирование личности. Положительными среди них являются свобода, которую Толстой-пе- дагог поставил во главу утла своих новаций, отсутствие страха перед чем-либо, любовь, внимание и уважение к человеку. В автобиографической трилогии, в романах Толстой дал удиви­ тельно точную и подробную характеристику этапов развития личности, выделяемых обычно эмпирически, целостно отразил психическую структуру каждого возраста, раскрыл сущность новообразований, определил основные виды деятельности. Смелость и глубина психологического анализа, скурпулезное рас­ смотрение изменения каждого чувства, развития каждой мысли при­ вели писателя к новой точке зрения на процесс формирования лич­ ности. Он бесконечен, человек постоянно находится в движении, но при всей прерывистости и кризисности жизненного пути невозможно мгновенное качественное изменение, каждый новый этап логично вытекает из предшествующего. Общечеловеческие, вечные начала, положенные в основу всего новаторства Л. Н. Толстого, придают его трудам непреходящее значе­ ние. Педагогическая наука сегодня может извлечь множество полезных идей и из художественного творчества, и из педагогики, и из филосо­ фии Л. Н. Толстого. И. В. Ежов Тула НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА: Л. Н. ТОЛСТОЙ И СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА Нравственное развитие ребенка является одной и з наиболее важных и наиболее трудных задач современной педагогики. «Влия­ ние нравственное составляет главную задачу воспитания,— писал 117

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=