ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Н. Н. Старцев Тула ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО В сложные, кризисные, переломные времена человек испытывает комплекс негативных, отрицательных влияний. Старые опоры жизни отвергнуты, новые идеалы и цели только создаются. Подобные эпохи всегда ставят перед педагогикой труднейшие задачи, на первый план в научных исследованиях выходит поиск оптимальных путей форми­ рования целостной, устойчивой к отрицательным воздействиям, само­ стоятельной и творческой личности. Решение данной проблемы невозможно без обращения к вечным, общечеловеческим ценностям, к педагогическим системам, построен­ ным именно на них. Практический опыт и теоретическое наследие А. Н. Толстого занимают в ряду подобных систем особое место, т. к. устремленность великого педагога, художника, философа к идеалу, непрерывное движение к максимальной гармонии в своем творчестве «в смысле правды, красоты и добра» воистину уникальны. Новое, не отягощенное идеологическими установками прочтение толстовского наследия будет более емким, если педагогические искания рассматри­ вать в неразрывной связи с литературными и философскими. Привле­ чение художественных произведений будет способствовать прежде всего не расчлененному, а целостному восприятию и постижению процесса формирования личности. Художник тем и отличается от нехудожника, что способен видеть явление в целом. И творчество художника только тогда можно оценить объективно, если оно рассматривается как целое. А. Н. Толстой и в пе­ дагогических статьях, и в философских трактатах всегда оставался художником, аналогично в его литературных произведениях постоянно присутствуют и Толстой-педагог, и Толстой-философ. В художественном творчестве великого писателя сочетаются высочайшая изобразительная сила со способностью взглянуть на мир как в первый раз, без груза устоявшихся ассоциаций и с пристальным вниманием к исследуемому предмету, т. е. с чертами, более характерными для человека науки. Педагогическую ценность романов Толстого повышает и сознательная направленность идей писателя на воспитание, и автобиографичность {рефлексия), способствующие точности психологического анализа. Художественное творчество — центр толстовского наследия, ко­ торый наглядно демонстрирует внимание писателя к процессу станов­ 116

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=