ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
выбор поступков, постоянная самооценка и как результат этого — глубокое чувство эмоционального удовлетворения, радость — свиде тельство достижения гармонии мироощущения, целостности. Толстой сделал попытку конкретизировать содержание нравствен ного воспитания, которое он связывал с умением педагога донести до детей на доступном языке учение о духовности каждого существа, о том, что природа человека противоречива, в чем это выражается, как надо преодолевать противоречия, чтобы быть счастливым. В нравственном воспитании очень важен этап «бессознательно го присвоения» образа жизни семьи, общества, который Толстой называл «гипнотизацией». По этому поводу он оставил множество высказываний о том, что «все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо», что «воспитание есть последствие жизни», «воспитание других включается в воспитание себя». Новое прочтение педагогических сочинений Толстого в контексте современного понимания его религиозно-нравственного учения как учения о смысле и ценностях жизни (Н. В. Кудрявая и др.) позволяет осознать значимость вклада мыслителя в понимание природы этичес кого познания и этику творчества. Особенно существенно утверждение о том, что человек — существо духовное, аксиологическое. Концепции социального воспитания российских исследователей пытаются осмыслить те ж е проблемы, что и научно-художественные трактаты Л. Н. Толстого. Игнорировать при этом творческое наследие Толстого нельзя. Ю. И. П арахин Тула МОЛОДОЙ ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Гносеологическое тождество мышления А. Н. Толстого — худож ника и педагога обнаруживается в самый ранний период его увлечения школьным делом. Уже в 1850-е гг. Толстой в качестве основопола гающего начала педагогики выдвигает и теоретически обосновывает, в сущности, принципы художественно-эстетического видения и по знания мира. В то ж е время он категорически отвергает большинство традиционных педагогических учений, которые построены на умозри тельно-рациональном знании. Означенная проблематика составляет, на наш взгляд, основной внутренний пафос педагогических работ раннего Толстого, которые объективно посвящены, по сути дела, обоснованию подхода к решению 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=