ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Одним из условий успешности данного поиска может стать сов ременное осмысление философского и педагогического творчест ва А- Н. Толстого, без которого не обойтись социальной педагоги ке XXI века. Идеологические установки недавнего прошлого преграждали путь к познанию сути педагогических идей Толстого, обращенных к ду ховности человека, его нравственному, творческому началу, интегри рующему все слои бытия личности; мешали пониманию его взглядов на парадигмы становления личности, природу этического познания и нравственного воспитания. Однако и сегодня у российских исследователей проблем социаль ного воспитания оказалось, к сожалению, практически невостребо ванным философско-педагогическое наследие Л. Н. Толстого. С конца 80-х годов XIX в. Толстой пошел путем, который полностью противоречил традиционным педагогическим подходам. Утверждая принцип творчества и свободы в воспитании, он заявил о том, что нет воспитания как воздействия взрослого на ребенка, а есть одно само воспитание, самосовершенствование. Толстой исходил из того, что природа человека противоречива, чего воспитатели часто не понимают. Уместно привести высказанное им видение имманентного противоре чия жизни, которое является препятствием нравственного развития, если оно не учитывается и взрослым не проводится своеобразная духовная терапия пути жизни ребенка. Поэтому Толстой писал о «веч ной ошибке всех педагогических теорий», которые «...развитие оши бочно принимают за цель», когда педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития. Л. Н. Толстой непросто подходил к проблеме целей воспитания. Он считал ошибочной позицию тех педагогов, которые связывали цели воспитания с присвоением младшим поколением «сознания» данного этапа развития общества. Это бессмысленно, так как молодое поколе ние уже имеет это сознание. Цель нравственного воспитания состоит в развитии более высокого уровня сознания, идеальную форму кото рого человечество давно уже выразило в идее Бога, без которой ничего, кроме скотской жизни, по мнению Толстого, быть не может. Но цель не может быть выражена как нечто конечное. Толстой считал, что объяснение духовной сущности человека и врожденного подсознательного стремления к благу, к совершенст вованию соответствовало христианскому толкованию наличия частицы Бога в каждом человеке, которую человек должен взрастить. В пони мании Толстого нравственное развитие — это путь творческих нрав ственных актов, опыта, решения жизненных задач. Поэтому нравст венное совершенствование —это стремление быть лучше, постоянный 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=