ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Одним из условий успешности данного поиска может стать сов­ ременное осмысление философского и педагогического творчест­ ва А- Н. Толстого, без которого не обойтись социальной педагоги­ ке XXI века. Идеологические установки недавнего прошлого преграждали путь к познанию сути педагогических идей Толстого, обращенных к ду­ ховности человека, его нравственному, творческому началу, интегри­ рующему все слои бытия личности; мешали пониманию его взглядов на парадигмы становления личности, природу этического познания и нравственного воспитания. Однако и сегодня у российских исследователей проблем социаль­ ного воспитания оказалось, к сожалению, практически невостребо­ ванным философско-педагогическое наследие Л. Н. Толстого. С конца 80-х годов XIX в. Толстой пошел путем, который полностью противоречил традиционным педагогическим подходам. Утверждая принцип творчества и свободы в воспитании, он заявил о том, что нет воспитания как воздействия взрослого на ребенка, а есть одно само­ воспитание, самосовершенствование. Толстой исходил из того, что природа человека противоречива, чего воспитатели часто не понимают. Уместно привести высказанное им видение имманентного противоре­ чия жизни, которое является препятствием нравственного развития, если оно не учитывается и взрослым не проводится своеобразная духовная терапия пути жизни ребенка. Поэтому Толстой писал о «веч­ ной ошибке всех педагогических теорий», которые «...развитие оши­ бочно принимают за цель», когда педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития. Л. Н. Толстой непросто подходил к проблеме целей воспитания. Он считал ошибочной позицию тех педагогов, которые связывали цели воспитания с присвоением младшим поколением «сознания» данного этапа развития общества. Это бессмысленно, так как молодое поколе­ ние уже имеет это сознание. Цель нравственного воспитания состоит в развитии более высокого уровня сознания, идеальную форму кото­ рого человечество давно уже выразило в идее Бога, без которой ничего, кроме скотской жизни, по мнению Толстого, быть не может. Но цель не может быть выражена как нечто конечное. Толстой считал, что объяснение духовной сущности человека и врожденного подсознательного стремления к благу, к совершенст­ вованию соответствовало христианскому толкованию наличия частицы Бога в каждом человеке, которую человек должен взрастить. В пони­ мании Толстого нравственное развитие — это путь творческих нрав­ ственных актов, опыта, решения жизненных задач. Поэтому нравст­ венное совершенствование —это стремление быть лучше, постоянный 113

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=