ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
педагогики». «Воспитание —насильственно и потому незаконно и не справедливо». Автор, разумеется, понимал, что его высказывания «убедят немногих», что его «дикие», «противные всему свету убежде ния» могут «нарушить спокойствие педагогов-теоретиков». Однако он сознательно шел на это: ему хотелось обострить проблемы, приковать к ним внимание. В данном случае он стремился ярче выразить негативное отношение к применению насилия в воспитании. Подобных парадоксов у Л. Н. Толстого много. Не могут оставить равнодушным читателя такие, например, парадоксы: «Человек родится совершенным... Родившись, человек представ ляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра... Идеал наш сзади, а н е впереди... Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать...». «...Все или 0,999 воспитания сводится, к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни». «Я убежден, что школа... не должна и не имеет права награждать и наказывать». « Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». Парадоксы вводятся педагогом, чтобы актуализировать педагоги ческую идею, усилить ее восприятие. Они побуждают учителя к р а з мышлению, к творчеству, иногда к ломке устоявшихся стереотипов ложного характера. Являясь отражением диалектически противоречивой природы пе дагогических явлений, парадоксы выполняют и гностическую функ цию. Исследователь, анализируя противоположные точки зрения по одному и тому ж е вопросу (антитезный метод), углубляется в познание закономерностей восприятия, постигает истину, приходит к постанов ке новых научных проблем. Е. Г. Ш аин Тула НАСЛЕДИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Вследствие происходящих в России социально-политических и экономических преобразований началось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотр характера, содержа ния, форм и методов социального воспитания. Суть поиска состоит в том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личнос ти на основе общечеловеческих ценностей, реализация идеи приори тета личности по отношению к коллективу, обществу, государству. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=