ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

П. В. Горностаец Коломщ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ Л. Н. ТОЛСТОГО Справочные издания определяют парадокс как неожиданное необычное явление или мнение, резко расходящееся с обы чны ^ общепринятым, противоречащее (иногда только внешне) здравому смыслу. Особо выделяются три рода специфичных парадоксов: мате, матические, логические, литературные. Педагогическими можно на, зывать парадоксы, по своему содержанию относящиеся к облает^ обучения и воспитания. Именно такого рода необычные суждение часто встречаются в педагогических сочинениях А. Н. Толстого. В свое время обращалось внимание на чрезвычайно разлц, чающиеся, часто противоположные, оценки педагогических иде^ Л. Н. Толстого Р. Ролланом, А. Франсом, Э. Кросби, Э. Куни, А. Штау. бом и другими зарубежными авторами. Велики расхождения и в оцец. ках, данных нашими соотечественниками. Так, Н. Г. Чернышевски^ уже в 1856 г. отмечавший «прекрасный талант» Л. Н. Толстого-писател*, и предсказавший ему большое будущее на литературном поприщу после ознакомления с его педагогическими статьями в журнале «ЯАм)( Поляна» посоветовал автору «или перестать писать теоретически статьи, или учиться»: «Прежде чем станете поучать Россию свое^ педагогической мудростью, сами поучитесь... нужно стать в уровець с наукой». Н. Г. Чернышевский не понял и не принял его как педагог^ И. С. Тургенев считал педагогические увлечения Л. Н. Толстого чуд*. чеством. К. Д. Ушинский, высоко ценивший художественные прощ. ведения писателя, по существу не заметил Л. Н. Толстого-педагог^ упоминая о нем не в позитивном плане (не соглашался с сурово^ оценкой швейцарской школы и с обучением письму печатными бу^. вами). П. Ф. Каптерев увидел в «свободной школе» Л. Н. Толстого про. образ школы будущего, очертания которой пока неясны. Н. К. K p y jj. ская, лучше других понявшая Л. Н. Толстого, восхищалась опытом и иде^ ми педагога, особенно гуманным отношением к детям, его уважение, к личности ребенка, проникновением в его внутренний мир. Л. Н. Тод. стой характеризовался ею как «любивший парадоксы», как педагог, о*, стаивающий «парадоксальные идеи». Неоднозначны оценки Л. Н. То% того и сегодня: от неприятия его идей до попыток скопировать в<* модернизировать. На наш взгляд, широкий разброс мнений о Л. Н. То% том как педагоге связан в значительной степени с его парадоксами. Самый главный педагогический парадокс Л. Н. Толстого — своеобразные суждения о воспитании: «Воспитание не есть предм^

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=