ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

кой истории (XVIII —XIX вв.) обновление монашеской жизни исходит под несомненным влиянием Паисия Величковского (1722 — ? 7 д 4 гг.), Серафима Саровского (1759-1833 гг.) и «оптинского стар­ чества» (Амвросий, Леонид, Макарий и др.). Ведущим принципом в деятельности последнего было всем ерное служение нуждам мира Этот образец «монашеского делания» оказал влияние на мно­ гих деятелей русской культуры, бывавших в Оптиной Пустыни, в том числе и на Л. Н. Толстого. Повесть «Отец Сергий» несет на себе непосредственный отпечаток такого влияния. Отец Сергий (в миру — князь Степан Касатский) при поступлении в монастырь подчинил свою волю игумену, бывшему у ч е н и к у Амвросия Оптинского (1812—1891 гг.). В обители духовные искания и сомнения о. Сергия не прекращались. Когда он понял, что, несмотря на свое искреннее желание служить Богу, на самом деле жил для славы людской, он покинул монастырь. Отец Сергий потерял Бога в самом себе и пошел в мир его искать. Во сне о. Сергий осознает необходимость идти к давней подруге далекого детства — Пашеньке, в которой он находит пример истинного служения Богу, хотя она и живет для людей. Через свое последующее служение людям о. Сер­ гий почувствовал, что Бог начал проявляться в нем. Так идеал оптин­ ского «монашеского делания» стал осуществим и для не-мокаха, человека, порвавшего с «ангельским чином». В уходе о. Сергия из обители читается и определенный мотив странничества, скитальчества, бесприютности. Такое состояние было известно разным типам монашества — и католического, и православ­ ного, и мусульманского — в древности, в средние века и даже в новое время. Умничающий, взыскующий правды бродячий философ — это и Григорий Сковорода, и Паисий Величковский в молодости. В какой-то мере уход и самого Л. Толстого из дома перед смертью несет на себе тот же отпечаток скитальчества, вселенской бездомности мудреца. В IV томе романа «Война и мир» Л. Н. Толстой отразил всероссий­ скую славу Троице-Сергиевого монастыря и его великого основателя. На пути следования Ростовых из покинутой Москвы в Ярославль первая дневка была сделана в Троице. В одной из трех отведенных им комнат лаврской гостиницы лежал князь Андрей. В соседней — граф и графиня почтительно беседовали с настоятелем, посетившим своих Давнишних знакомых и вкладчиков. Известно, что священноархи- мандритом Лавры и одновременно Московским митрополитом в тот момент (сентябрь 1812 г.) был Платон Левшин. Еще до изгнания армии аполеона из России он скончался (11 ноября (по ст.ст.) 1812 г.). Мя Сергия Радонежского Л. Толстым хотя и не упоминается, но под­ разумевается. Когда по просьбе родителей Наташа подошла под бла­ 11

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=