ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

с помощью духовного развития человека, самосоверш енствова­ ния, сострадания, — вот главная основа социально-педагогических идей Л. Н. Толстого. Идеями свободы, доброты, милосердия, совестливости проникнута педагогическая деятельность А. Н. Толстого, которую можно назвать третьей составной частью его социально-педагогического наследия. «Критериум педагогики только один —свобода». Педагогическая наука обязана обеспечить свободное развитие личности ребенка, посту­ пательный характер его образования. Так Л. Н. Толстой определил основополагающее начало в своих педагогических исканиях и деятель­ ности. Созданная им теория «свободного воспитания», отвергающая насилие над личностью ребенка, использование им идей народной педагогики расширили понимание педагогики как науки, занимаю­ щейся лишь дидактикой и воспитанием собственно в школе, вывели ее в социум, привлекли к воспитанию многие социальные институты, затребовали от общества создания новой педагогики, соответствующей образу жизни русского народа. Попытки создания такой системы предпринимаются в современных условиях на примере разработки идей социальной педагогики. Сатиэ Митигути Токио, Япония Л. Н. ТОЛСТОЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЯПОНИИ Какой учит ель нужен современным детям в Японии? ВВЕДЕНИЕ О недавнем событии, которое шокировало весь японский народ: убийство детей, совершенное 15-летним мальчиком. Можно ли найти у А. Н. Толстого образ учителя, который в состо­ янии спасти душу таких японских детей? ЧАСТЬ 1 Общие сведения о системе образования в Японии Система образования в Японии. Статистические данные по детской преступности (насилие, пси­ хологическое издевательство, непосещение школы, кражи, самоубий­ ства, проституция и др.). 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=