ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

испытать трепетное чувство сопричастности творческому и нравст­ венному развитию детей. Именно с этим фактором писатель связывал возрождение России. В. А. Фокин Тула СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО А. Н. Толстой оставил большое наследие, связанное с его социаль­ но-педагогической деятельностью . Широко известно сравнение Л. Н. Толстого как художника, мыслителя и проповедника с зеркалом русской революции. В его социально-педагогическом наследии так же, как в зеркале, отразились и состояние социальной работы в России того времени, ее историческое своеобразие, сила и слабость. Можно выделить несколько частей, составляющих социально-педагогическое наследие А. Н. Толстого. Прежде всего это разнообразная обществен­ но-благотворительная деятельность графа, выразившаяся в его соци­ альной поддержке малоимущих, погорельцев, голодающих, правовой защите обиженных и оскорбленных. Л. Н. Толстой лично (или при его поддержке) открывал школы, библиотеки, больницы, организовывал и участвовал в кампаниях помощи голодающим, основал земледель­ ческую колонию. Широко известна его правозащитная деятельность в качестве мирового посредника. Общественно значимые поступки писателя нашли отражение в его литературных и публицистических произведениях, которые можно назвать неотъемлимой частью его социально-педагогического наследия. Именно в них он обобщил не только свой опыт, но и соци­ ально-благотворительную деятельность многих его современников, стремившихся совершенствовать окружающую жизнь. Благотвори­ тельная деятельность Л. Н. Толстого, помноженная на его огромный авторитет в российском обществе, оказала большое влияние на совре­ менников и вызвала многочисленные подражания. Для специалистов в области социально сферы учебным пособием может служить анализ сложных жизненных ситуаций, психологических интриг, раскрываю ­ щих характер и душу людей в «Анне Каренине», «Войне и мире», трилогии «Детство. Отрочество. Юность», рассказах писателя. Пути разрешения конфликтных, а порой трагических ситуаций, предложен­ ные Л. Н. Толстым, являются образцом высоконравственного, гума­ нистического отношения человека к проблемам других людей. Со­ вершенствование окружающей жизни, осуществляемое без насилия, 108

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=