ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
М.: Красный пролетарий, 1993). Художественное, педагогическое, философско-религиозное творчество Толстого создавало образ чело века духовного, нравственного и объясняло субъективность человека как феноменологическую реальность, а не отражение. Все характеристики субъективности как «собственное человечес кое в человеке» и должны стать основой гуманистического сознания педагогов, которые цели своей работы должны видеть в развитии у детей, по словам Толстого, высших способностей: рефлексии, вооб ражения, творчества, душевных, духовных и нравственных качеств. Чтение художественных произведений Толстого также способст вует пониманию сущности человека как неповторимой индивидуаль ности, способной к самоактуализации (самосовершенствованию), пси хологическому росту, к перестройке своих мотивов и смысла от натуралистических к социальным и трансцендентальным. Толстой обратил внимание на то, что мотивационно-смысловые личностные образования не просто участвуют в побуждении, направлении, оце нивании, регулировании поведения и деятельности, но они реально субъектируют, очеловечивают, одухотворяют окружающий человека мир. Этим прежде всего объяснялось его предложение о перестройке всего школьного образования и введении новых дисциплин: «Религи озное понимание жизни» и «Нравственное учение» (1909 г.). Следует отметить, что мировая психологическая наука только подошла к изучению проблем, связанных с утратой человеком достой ного его смысла жизни и жестокими последствиями болезней ци вилизации: ноогенные неврозы, наркомания, алкоголизм. О привне сении Толстым проблем аксиологии в педагогику практически не известно широкому читателю, что связано с разработкой религиозно нравственного учения писателя и традиционно оценивалось ис следованиями как «ненужный довесок» к художественному творчест ву (К. Н. Ломунов). Исследование педагогических и философско-религиозных сочи нений Толстого позволяет утверждать, что в них писатель и мыслитель решал фундаментальную проблему существования человечества — духовно-нравственных основ развития личности и духовности как способа, пути жизни человека (Кудрявая Н. В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Л. Н. Толстого: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994). Следует отметить, что данные проблемы только недавно актуализированы христиански ориентированной психологией (Б. Братусь), несмотря на богатейшие традиции русской философии и культуры. Педагогическое творчество Толстого — образец рефлексивного мышления писателя, создающего ориентиры для каждого, кто захочет 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=