ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
Н. В. Кудрявая Москва ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ XX СТОЛЕТИЯ Развитие идей личностно-ориентированной педагогики и гуманис тической психологии в нашей стране происходит на фоне преодоления стереотипов традиционной педагогики и недостаточной разработан ности этих проблем в психологической и педагогической науках. Педагогическое творчество Толстого, в котором он дерзнул, по его словам, нарушить спокойствие педагогов-теоретиков и высказать столь «противные (противоречивые.— Н .К .) всему свету убеждения», ока зывается весьма актуальным, современным. Именно гению Толстого человечество обязано рядом прозрений, пророчеств, которые в наши дни прочно вошли в гуманистическую психологию в трудах таких видных ее представителей, как К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, а на родине писателя длительное время имено вались как «слабость» мыслителя Толстого. Есть все основания говорить о том, что Лев Николаевич стоял у истоков формирования новой педагогической ментальности, выявил стереотипы традиционного механистического эмпирического подхода в педагогике и практически обрисовал контуры гуманистической модели образования, привнес в образование проблему аксиологии и даже сделал практическую попытку воплотить это в своей педагоги ческой деятельности. Следует подчеркнуть, что выделенные Толстым характеристики естественнонаучного подхода к человеку и до настоящего времени имеют место, они очень живучи. Поэтому развитие гуманистического педагогического сознания Толстой связывал с преодолением следую щих псевдонаучных принципов. Редукционизм — сведение сущности человека к его органической, биологической или биосоциальной данности; эволюционизм —распро странение идеи автоматического развития на человека и общество и даже на нравственное развитие человека; рационализм — сведение познавательной деятельности к умственной, интеллектуальной при игнорировании эмоциональных, смысловых, коммуникативных аспек тов; эмпиризм — объяснение природы человека и его сознания как суммы параметров: качеств, потребностей, рефлексов, ощущений, сводящих процессы обучения и воспитания к накоплению, развитию данных параметров (см.: Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=