ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

сическим проблемам мировой и отечественной мысли. В истории философии она сформулирована в XVIII веке Ж . Ж . Руссо как про­ блема «просвещенного человека». Во все исторические периоды пред­ ставители различных философских и педагогических направлений постоянно обращались к анализу общественного воспитания, его гуманистического содержания, месте в нем гуманитарного знания. Вопрос о гуманизации образования, о гуманистической роли науки в современном мире никогда не обсуждался так остро и актив­ но, как в настоящее время в нашей стране. Новая идеология гуманизации науки, образования и воспитания призвана полностью вытеснить сталинскую модель принудительной педагогики, стандартизации и подавления личности путем возврата к общечеловеческим просветительским и культурным ценностям. Однако на пути создания новой школы на принципе гуманизации появилось немало препятствий. Одной из причин медленного осуществления перестройки школы является теоретическая нерешенность проблемы, отсутствие общего­ сударственной концепции гуманизации образования. Гуманизация педагогического образования должна решаться в одном ряду с проблемами духовно-нравственного формирова­ ния личности. Гуманистическая педагогика должна исходить из особой концеп­ ции ребенка и своеобразного отношения к нему, считающей человека высшей ценностью в мире. Из этой идеи следует требование относиться к правам каждого ребенка с подлинным уважением. Основным на­ правлением нравственного развития ребенка должно стать развитие духовности через осознание своих прав. Понимание каждого ребенка, признание законности его прав, интересов и потребностей позволит каждому найти оптимальное решение педагогической ситуации, при которой ни одна сторона педагогического процесса не оказывается в положении побежденной. Наивысшее педагогическое мастерство будет заключаться в органи­ зации совместного с ребенком поиска выхода из возникшего педаго­ гического конфликта. Таким образом педагогика, основанная на этике прав ребенка, требует активного участия в учебно-воспитательном процессе всех его участников, в чем она очень близка с идеями «педагогики сотрудничества». В подготовке педагога следует выделять два основных направления: формирование соответствующей мотивации, а также выработка кон­ кретных приемов и навыков общения с детьми. Оба направления помимо психолого-педагогических содержат знание этико-правовых норм, а также путей и способов духовного формирования личности. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=