ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
сическим проблемам мировой и отечественной мысли. В истории философии она сформулирована в XVIII веке Ж . Ж . Руссо как про блема «просвещенного человека». Во все исторические периоды пред ставители различных философских и педагогических направлений постоянно обращались к анализу общественного воспитания, его гуманистического содержания, месте в нем гуманитарного знания. Вопрос о гуманизации образования, о гуманистической роли науки в современном мире никогда не обсуждался так остро и актив но, как в настоящее время в нашей стране. Новая идеология гуманизации науки, образования и воспитания призвана полностью вытеснить сталинскую модель принудительной педагогики, стандартизации и подавления личности путем возврата к общечеловеческим просветительским и культурным ценностям. Однако на пути создания новой школы на принципе гуманизации появилось немало препятствий. Одной из причин медленного осуществления перестройки школы является теоретическая нерешенность проблемы, отсутствие общего сударственной концепции гуманизации образования. Гуманизация педагогического образования должна решаться в одном ряду с проблемами духовно-нравственного формирова ния личности. Гуманистическая педагогика должна исходить из особой концеп ции ребенка и своеобразного отношения к нему, считающей человека высшей ценностью в мире. Из этой идеи следует требование относиться к правам каждого ребенка с подлинным уважением. Основным на правлением нравственного развития ребенка должно стать развитие духовности через осознание своих прав. Понимание каждого ребенка, признание законности его прав, интересов и потребностей позволит каждому найти оптимальное решение педагогической ситуации, при которой ни одна сторона педагогического процесса не оказывается в положении побежденной. Наивысшее педагогическое мастерство будет заключаться в органи зации совместного с ребенком поиска выхода из возникшего педаго гического конфликта. Таким образом педагогика, основанная на этике прав ребенка, требует активного участия в учебно-воспитательном процессе всех его участников, в чем она очень близка с идеями «педагогики сотрудничества». В подготовке педагога следует выделять два основных направления: формирование соответствующей мотивации, а также выработка кон кретных приемов и навыков общения с детьми. Оба направления помимо психолого-педагогических содержат знание этико-правовых норм, а также путей и способов духовного формирования личности. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=