ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Вторая — опора на положительные качества, их развитие, вы­ теснение тем самым недостатков. Это реализует известный афоризм В. А. Сухомлинского «Воспитание — не выдергивание сорняков, а вы­ ращивание полезных растений с таким расчетом, чтобы сорнякам негде было вырасти». Третья — создание каждому ребенку обстановки эмоционального комфорта, психологической защищенности и моральной безопасности в той группе, которая для него наиболее значима. Анализ публикации последнего времени показывает, что в понятие «гуманизация школы» исследователи вкладывают самый различный смысл: изменение содержания образования, увеличение в нем удель­ ного веса гуманитарных знаний и ценностей общечеловеческой куль­ туры в целом (по сути, гуманизацию); демократизацию педагогического общения, создание в каждом учебном заведении надлежащего нрав- ственно-психологического климата; необходимость учета индивиду­ альных особенностей школьника; обращение к мотивационно-потреб- ностной сфере ребенка... Все перечисленное, бесспорно, —необходимые аспекты решения проблемы гуманизации образования, но лишь аспекты. В силу того, что основное богатство педагога — это его собственная неповтори­ мая личность, поворот школы к реб ен ку сможет осуществить лишь принявший гуманистические ценности и способный реали­ зовать их в своей педагогической деятельности учитель. Именно поэ­ тому мы считаем, что наиболее полный и глубокий смысл понятия гуманизации школы — «очеловечивание личности каждого педагога и каждого ребенка». Такое понимание требует переосмысления целей подготовки учи­ теля. Необходимо не привычное «совершенствование сферы профес­ сиональных знаний, умений и навыков», а целенаправленное форми­ рование всех линий становления личности педагога: его ценностных этических ориентаций, побудительной регуляции (мотивационно-по- требностная сфера) и регуляции исполнительской (профессиональные знания, умения и навыки). Решить эти задачи можно на основе Идей великого гуманиста Л. Н. Толстого. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Тол­ стого имеет сложившиеся традиции по пропаганде и изучению творчес­ кого наследия художника и мыслителя. Толстовские чтения, курсо­ вые и преддипломные работы, спецкурсы и спецсеминары по творчеству Толстого, НИР студентов и профессорско-преподаватель­ ского состава университета — все это свидетельствует об особом вкладе тульской научной и научно-педагогической общественности в изучение мира Толстого. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=