ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997

Н. А. Шайденко Тула ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВЗГЛЯДОВ Л. Н. ТОЛСТОГО Человечество живет сейчас оптимистической перспективой гу­ манного, процветающего, мирного общества. Готов ли современный человек войти в XXI век и реализовать то, что грезится сейчас, о чем мечтал он и к чему стремился? Ответы на эти вопросы будут во многом зависеть от образования, от его ведущих идей, направленности концепций, материально-технического обеспе­ чения. Что мы имеем на сегодня? К сожалению, нельзя не называть опасные тенденции изменения общественного сознания в нашей стране: падение престижа интеллек­ та, утрата интереса к учению, рост преступности, конфликты отцов и детей, снижение возраста проституции. Как обоснованно доказывает В. Лисовский, «деформация социа­ лизма прошлых десятилетий, безнравственность социального устрой­ ства общества привели к разрушению таких традиционных черт молодежи, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, максимализм, стремление к правде и поиску идеала. В результате — широкое распространение получил эгоизм, прагматизм, воровство, гедонизм, пьянство, наркомания, токсикомания, проституция, соци­ альное одичание». Поэтому так остро встала проблема совершенство­ вания системы образования и воспитания. Несомненно, что в основе образования XXI века будет лежать гуманистический подход, имеющий целью Человека как непреходя­ щую ценность. Развитие его познавательных, духовных, творческих способностей — главная задача гуманистического образования и вос­ питания. Поэтому особое значение приобретает принцип приоритета, суверенитета личности и природосообразности воспитания. Реализация этого принципа означает создание благоприятной среды развития ребенка, социальную защиту на основе уважения его прав и достоинств; центральное место в осуществлении данного принципа занимает идея личностного подхода и ценностного отноше­ ния к Детству. Сущность личностного подхода заключается в следующих основ­ ных позициях. Первая — наличие «аванса доверия» воспитателей к результатам своей деятельности, то есть оптимистической перспек­ тивы в отношении будущего. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=