ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1997
идет дальше, пытаясь потеснить веру и откровение духом жизненной достоверности и богочеловеческой самоочевидности. В этом мо менте, на наш взгляд, Толстой отклоняется от православия не больше, чем, скажем, отец Павел Флоренский или отец Сергий Булгаков. В конечном счете Толстой приходит к выводу, что о присутствии Бога в мире можно судить на основании определенного жизненного состояния человека, выделяя три основных признака: 1. Отсутствие ощущения духовного страдания; 2. Ненарушение любви с людьми; 3. Духовный рост человека («Если чувствуешь, что делаешься духовнее, побеждаешь в себе животное начало, то ты в воле Бога»), М. С. Черкасова Вологда О ТОЛСТОВСКОМ ПОНИМАНИИ МОНАШЕСТВА В литературном и философском наследии А. Н. Толстого важное значение имеет его религиозная антропология. Цель жизни человека великий художник видел в непрерывном нравственном совершенст ве, указанном людям Иисусом Христом. Несмотря на синкретизм религиозных взглядов писателя, особое место в них занимает восточ но-христианское православие. В нем Л. Толстого интересовало прежде всего внутреннее, этическое содержание учения о жизни людей, их отношениях друг с другом и с окружающим миром. В показе станов ления личности Николеньки Иртеньева (повесть «Юность» из авто биографической трилогии) большую смысловую нагрузку несут главы «Исповедь», «Поездка в монастырь» и «Вторая исповедь». Николенька испытывает чувство нравственного очищения, перерождения после исповеди перед монахом-духовником. Когда же, мучимый невыска занным, утаенным грехом, он приезжает в монастырь для повторной исповеди, то чувство душевной гармонии в нем возрастает. В келье монаха-духовника перед ним открылась дотоле неведомая жизнь, исполненная нравственной чистоты, скромности, спокойствия. В числе идейных истоков толстовских воззрений, думается, можно отметить и русское монашество. Эволюция его традиций в России претерпела большие изменения, знала периоды особого подъема и упадка, разнообразие организационных форм и идейных течений. Русское средневековое монашество ассоциируется у нас прежде все го с именами и трудами Феодосия Печерского (XI в.), Сергия Радо нежского (XIV в.), Нила Сорского (XV в.), хотя имелось и множество других, не связанных с ними деятелей и ответвлений. В новый период 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=