ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

нием, что значительно облегчит преодоление кризиса в организации воспитательной работы с детьми. 5. Обращение к педагогическому наследию Л.Н.Толстого ставит сегодня перед нами задачу его переосмысления в следующем: - раскрытие сущности, специфики и источников нового в теории воспитания; - разработка типологии нового в воспитании; - определение критериев и степени новизны в воспитании; - выявление условий становления, развития и утверждения нового в воспитательной работе; - обоснование инновационной технологии воспитательного про­ цесса. При этом следует помнить, что педагогические технологии разли­ чаются по целям и задачам, по структуре, в зависимости от базовой концепции, от целевой установки. Перед любым педагогическим кол­ лективом общеобразовательной школы сейчас встает проблема опре­ деления реальной цели воспитания и разработки технологии ее достижения. В.И.Щербина Тольятти НАСЛЕДИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО В УЧЕБНОМ КУРСЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ» Курс «Введение в педагогическую культуру», разрабатываемый на кафедре педагогики Тольяттинского филиала Самарского педагоги­ ческого университета, предназначен для студентов педагогических учебных заведений и работников образования. Его основная задача - стимулирование процесса самоактуализации и самосовершенствова­ ния личности педагога путем введения в пространство педагогической культуры. Наследие Л.Н.Толстого играет в решении этой задачи ве­ дущую роль. Великий писатель и педагог видел в самосовершенствовании ро­ дителей и педагогов «самое могущественное орудие» педагогического воздействия на детей. Это теоретическое положение заявлено не только в его «Мыслях о воспитании», но и в художественных произ­ ведениях. Однако ценность наследия Л.Н.Толстого состоит не только в том, что эта мысль звучит как теоретический постулат для других. Л.Н.Толстой всю жизнь находился в состоянии эксперимента по са­ мосовершенствованию, центральным объектом которого являлся он сам. Он находился, таким образом, в постоянном поиске наиболее продуктивного использования им же объявленного могучего орудия 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=