ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества». Видное место в педагогическом наследии Л.Н.Толстого занимают его взгляды на педагогическую науку и ее задачи. Многие из них представляют большой интерес и в настоящее время, что свидетель­ ствует как о педагогическом таланте великого мыслителя, так и о том, что развитие науки носит закономерный объективный характер; по­ этому, определяя перспективы и тенденции движения школы и педа­ гогики вперед, целесообразно не заниматься сомнительным прожек­ терством, а глубоко и всесторонне изучать и анализировать прошлое как основу успешного продвижения в будущее. По мнению Л.Н.Толстого, образование и воспитание есть истори­ ческие факты воздействия одних людей на других, поэтому задача науки педагогики и есть отыскание законов этого воздействия. Основой профессиональной рефлексии современного учителя мо­ жет стать мысль Л.Н.Толстого о том, что воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать другихлюдей, также надо помнить, что всякий человек живет только затем, чтобы проявить свою индивиду­ альность. Н.В.Ретюнский Орск ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО- ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ СЕГОДНЯ 1. Мысль Л.Н.Толстого о том, что воспитание сводится к «исправ­ лению и совершенствованию своей жизни», приводит к поиску усло­ вий возможности самосовершенствования учащихся, которое является основополагающим в духовном развитии человека. 2. Потребность в самосовершенствовании может возникнуть в та­ кой воспитательной системе, которая основана на базе самопознания в сочетании с педагогическим воздействием. 3. Обращение к самопознанию в воспитании подтверждает мысль Л.Н.Толстого о том, что «все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во всех возможных условиях жизни». 4. «Самое убеждение только тогда делается элементом характе­ ра, - подчеркивает К.Д.Ушинский, - когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убежде­ ние делается наклонностью и мысль переходит в дело». Здесь только нужно разумное сочетание консерватизма в воспитании с нововведе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=