ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества». Видное место в педагогическом наследии Л.Н.Толстого занимают его взгляды на педагогическую науку и ее задачи. Многие из них представляют большой интерес и в настоящее время, что свидетель ствует как о педагогическом таланте великого мыслителя, так и о том, что развитие науки носит закономерный объективный характер; по этому, определяя перспективы и тенденции движения школы и педа гогики вперед, целесообразно не заниматься сомнительным прожек терством, а глубоко и всесторонне изучать и анализировать прошлое как основу успешного продвижения в будущее. По мнению Л.Н.Толстого, образование и воспитание есть истори ческие факты воздействия одних людей на других, поэтому задача науки педагогики и есть отыскание законов этого воздействия. Основой профессиональной рефлексии современного учителя мо жет стать мысль Л.Н.Толстого о том, что воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать другихлюдей, также надо помнить, что всякий человек живет только затем, чтобы проявить свою индивиду альность. Н.В.Ретюнский Орск ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО- ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ СЕГОДНЯ 1. Мысль Л.Н.Толстого о том, что воспитание сводится к «исправ лению и совершенствованию своей жизни», приводит к поиску усло вий возможности самосовершенствования учащихся, которое является основополагающим в духовном развитии человека. 2. Потребность в самосовершенствовании может возникнуть в та кой воспитательной системе, которая основана на базе самопознания в сочетании с педагогическим воздействием. 3. Обращение к самопознанию в воспитании подтверждает мысль Л.Н.Толстого о том, что «все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во всех возможных условиях жизни». 4. «Самое убеждение только тогда делается элементом характе ра, - подчеркивает К.Д.Ушинский, - когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убежде ние делается наклонностью и мысль переходит в дело». Здесь только нужно разумное сочетание консерватизма в воспитании с нововведе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=